Найти тему
Джаз.Ру

Альбомы русского джаза. Джаз-Фанк-Квартет, С.-Петербург: «Isolation Situation Violation»

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

Jazz F@nck Quartet «Isolation Situation Violation» (Barabanov.fm / Aerosound)

Обложка альбома
Обложка альбома

В Санкт-Петербурге играют не только диксиленд и бибоп, хотя репутация культурной столицы России в джазовой области опирается именно на богатую традицию джазового консерватизма (временами до фундаментализма). В Петербурге играют и фьюжн, фанк-фьюжн, nu jazz и другие результаты гибридизации современной афроамериканской ритмики (фанк, r'n'b, хип-хоп) с джазовым импровизационным искусством. И играют весьма убедительно: петербургская традиция требует от музыкантов, с одной стороны, по-академически солидно владеть инструментами, а с другой — уметь крепко и правильно воспроизводить сложнейшие навороты традиции джазового мэйнстрима. Ни того, ни другого не спрячешь, даже если берёшься играть намного более современную музыку, родившуюся в совершенно иной среде — как музыкальной, так и социальной.

Щеклеин, Семёнов, Михеев, Воскобойник
Щеклеин, Семёнов, Михеев, Воскобойник

Контрабасист (а в этом проекте — бас-гитарист) Григорий Воскобойник на джазовой сцене уже почти три десятилетия, но при этом значительная часть его музыкальной деятельности по-прежнему связана с академическим миром: он играл во множестве лучших петербургских оркестров, выступал по всему миру как исполнитель классической и старинной музыки. Обширен и его джазовый опыт — от диксиленда до пост-бопа и от современного авторского мэйнстрима до вышеописанных гибридных джаз-фанковых стилей, которые сам он определяет как «нео-джаз» и «хоп-джаз». Второе главное действующее лицо «Джаз Фанк Квартета» — саксофонист Дмитрий Семёнов — после питерского училища им. Мусоргского окончил колледж Бёркли в Бостоне, вернулся в Петербург и в последние семь лет играет во множестве коллективов, включая ансамбли Андрея Кондакова и вокалистки Эми Питерс. Барабанщик Пётр Михеев до недавнего времени, пока не начал работать преимущественно на московской сцене, вообще играл в Петербурге буквально со всеми: не было в северной столице 2010-х гг. более востребованного исполнителя на ударных инструментах. А клавишными инструментами в квартете заведуют по очереди два музыканта, каждый из которых уже «лидер в собственном праве»: Илья Щеклеин — тоже весьма востребованный в Питере музыкант, а авторский альбом Евгения Пономарёва автор этих строк рецензировал полтора года назад.

Пономарёв выступает как один из авторов и на альбоме «Джаз Фанк Квартета»: именно с записи его пьесы «Three or Six» в конце 2019 года на студии Galernaya 20 началась работа над этой записью.

Там же были записаны барабанные треки для остальных девяти пьес, а потом каждый из участников приступил к записи своих треков... у себя дома. Григорий Воскобойник рассказывает, что больше всего времени ушло на сведение альбома: музыканты искали нужное звучание, редактировали записанные партии, в барабанных партиях часть звуков была заменена на электронные, и вообще на поиск характерного саунда для альбома было потрачено много сил. В результате работа над альбомом завершилась уже в разгар пандемии.

Надо сказать, тщательная работа над звуком оправдала себя: альбом звучит ровно, мощно, прозрачно, сыгран филигранно (хотя партии записывались в основном раздельно, не всем ансамблем сразу — а может, и не «хотя», а благодаря этому) и вообще выгодно отличается по звуку от многих работ, записанных в Петербурге — где больших современных студий звукозаписи, мягко скажем, не слишком много, и музыкантам часто приходится мириться с недостатком студийного времени, несовершенством оборудования и нехваткой опытных, знающих современные стили звукорежиссёров.

Что до музыки, то — хотя её писали три разных участника коллектива — она эстетически выдержана в едином ключе, несмотря на использование множества разных ритмических рисунков, жанров, стилистических элементов, хитрых композиционных приёмов и так далее. Джаза у «Джаз Фанк Квартета» куда больше, чем фанка, хотя фанковая основа всё время где-то рядом — причём это весьма аккуратный, по-северному сдержанный фанк, и при том это также и весьма современный, хитро устроенный джаз, где в реальное звучание инструментов то и дело вплетается непросто закрученная электроника, продуманно разворачивающееся разнообразие тембров работает как важная часть композиционного замысла, а кажущаяся лёгкость восприятия обманчиво простых мелодических решений не может скрыть тот факт, что для лобных долей коры головного мозга слушателя здесь по крайней мере не меньше материала, чем для тех мозговых центров, которые отвечают за рефлекторное ритмическое подёргивание конечностей при прослушивании фонограммы.

Петербургский квартет играет не вполне на своём (в смысле, не вполне на русском) поле — не зря в названии одного из треков протягивается ниточка от Петербурга к Детройту, а в пресс-релизе ансамбля упоминаются как важные влияния Роберт Гласпер, Рой Харгроув, Трой Робертс и другие монстры современных американских и британских звучаний между фанк-фьюжн и хип-хопом. Но нельзя не признать, что в этой игре Jazz F@nck Quartet выгородил себе вполне уютную делянку, которую возделывает тщательно и с большим толком.

Deezer | Spotify | Apple Music | YouTube | Яндекс Музыка | Все ссылки на альбом
СЛУШАЕМ ВЕСЬ АЛЬБОМ:

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!