Найти тему

Самый старый и самый новый мосты через Енисей на одной фотографии

Оглавление

Как-то пересматривая фотографии мостов через Енисей, мы обнаружили, что два моста на одной фотографии - это самый старый и самый новый мосты через самую мощную и полноводную сибирскую реку. Первый был построен в 1899, второй в 2015. И хотя длина Енисея больше 3500 км, и даже в районе Красноярска расстояние между самыми удаленными мостами составляет 48 км. Эти два моста оказались совсем рядом. Один из них - железнодорожный, второй - автомобильный.

Николаевский и железнодорожный мосты в Красноярске
Николаевский и железнодорожный мосты в Красноярске

Расскажу вам немного об истории мостов, а в самом конце небольшой “секрет” - ошибка и упущение, о котором не хотели бы рассказывать ни власти Красноярска, ни сами жители. Приятного чтения!

“Царский” мост

Железнодорожный мост через Енисей был построен в 1899 году, а в 1900 был удостоен Гран-при и Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже наряду с Эйфелевой башней. Мост получил признание за «архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Позже красноярский железнодорожный мост учеными ЮНЕСКО был назван «вершиной человеческой инженерной мысли».

История строительства

В середине 1890-х великая стройка России - Транссиб - добрался до Красноярска. Перед строителями железной дороги встала серьезная задача: преодоление одной из величайших российских рек – Енисея. Проект железнодорожного моста через Енисей сделал профессор Императорского московского технического училища Лавр Проскуряков. А за строительство взялся Евгений Кнорре - выпускник Берлинской технической школы и Цюрихского политехнического техникума.

Длина пролетов моста в 145 метров была чем-то запредельным для тогдашней инженерной мысли.

При строительстве было применено несколько инженерных инноваций:

  • Метод сборки больших ферм на берегу с последующей надвижкой многотонных конструкций на опоры.
  • Соединение металлических конструкций заклепками, в которых не было ни одного болта. Заклепки ковали на берегу, горячими бегом по лесам несли к местам скреплений, вставляли раскаленными и расклепывали, пока металл не остыл.
  • Первое использование кессонов из дерева, а не из металла.

И этот мост стал самым дорогим на Транссибе. Стоимость возведения составила около 3 млн рублей, что в тогдашних ценах равнялось стоимости примерно 200 тысяч коров.

О красноярском железнодорожном мосте инженер Евгений Кнорре написал:

«Мост через реку Енисей мной заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы бог и потомки никогда не сказали обиды мне».

Процесс сдачи-приёмки построеного моста тянет на шикарный сценарий для добротного исторического фильма. Непосредственный руководитель работ, который отвечал за их качество - инженер Кнорре, в момент проезда первого паровоза по мосту находился в баркасе прямо под своим "детищем". Дескать, "смотрите - я так доверяю качеству строительства, что не боюсь это доказать даже ценой своей жизни". Потрясающий момент. Так бы и наших строителей "проверять".

“Четвертый” мост

Сначала так называли автомобильный мост через Енисей, который должен был соединять Октябрьский и Свердловский районы города. Это самый западный мост через Енисей в районе Красноярска. При открытии он получил название Николаевский - в честь старого района города, который постепенно сносят в связи со строительством моста и развязок.

Сам мост небольшой - всего 1 км 300 метров. Но вместе с огромными развязками достигает длины 7 километров и является самым большим в городе.

Интересен он тем, что при его строительстве были найдены останки мамонта и орудия труда древних людей, а также самая важная археологическая находка последнего времени - женские останки южносибирской антропологической расы эпохи палеолита.

Вид с Николаевского моста на железнодорожный мост в Красноярске
Вид с Николаевского моста на железнодорожный мост в Красноярске
Железнодорожный мост над Енисеем
Железнодорожный мост над Енисеем

Енисей после строительства Красноярской ГЭС не замерзает. В морозы -20 и больше он "парит".

Вид на железнодорожный мост из-под развязки Николаевского моста
Вид на железнодорожный мост из-под развязки Николаевского моста
Развязка Николаевского моста на фоне Николаевского и железнодорожного мостов
Развязка Николаевского моста на фоне Николаевского и железнодорожного мостов

А теперь то, о чем бы мы не хотели говорить

От старого “царского” железнодорожного моста на этом месте сейчас только опоры. Мост использовался больше 100 лет, но железо устарело, и движение по мосту стало небезопасным. Мост хотели перенести и сделать пешеходным на острове Татышев, но случилось так, что в 2007 году он был просто разобран и сдан на металлолом. Сохранился лишь небольшой фрагмент – от правого берега Енисея до первой опоры.

К примеру, при реконструкции старого железнодорожного моста через Обь в Новосибирске местные власти позаботились о сохранении фрагментов конструкции "оригинала". И этот понятно - ведь то, что было построено более 100 лет назад строителями Транссиба - часть нашей общей истории, основание гордиться тем, как умели задумать и претворить в жизнь свои начинания наши предки.

В Красноярске же старый, "золотой" мост просто распилили в прямом и иносказательном смысле.

На старых опорах построили новый мост, который функционирует и перевозит пассажиров из Западной Сибири в Восточную.