На сегодняшний день уже вряд ли кто может оспорить тот факт, что вся линейка двигателей АЛ-31 это целое семейство уникальных силовых установок для боевых истребителей, которым просто нет равных.
Турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-31 с электронной системой зажигания, разработанный под руководством легендарного конструктора Архипа Михайловича Люльки еще в конце 70-х годов прошлого столетия, до сих пор считается актуальным для современных истребителей.
Не зря же крупнейшие мировые специалисты в авиастроении считают АЛ-31 одним из шедевров в моторостроении, а так же что он опередил свое время.
Это двигатель и все его наследие без преувеличения является национальным достоянием России. Он разрабатывался непосредственно под не менее легендарный самолет четвертого поколения Су-27.
Стоит вспомнить тот случай, когда в 2001 году летчик-испытатель Виктор Пугачёв и Роман Кондратьев с аэродрома в Жуковском выполняли полет на истребителе авианосного базирования Су-27КУБ. Во время очередного маневра у Пугачева, на высоте 1,5 км от земли, раздался хлопок, и самолет начал терять скорость.
Приборы сигнализировали возгорание правого двигателя. Двигатель был отключен, в результате чего удалось потушить пожар. Это произошло из-за того, что у самолета разрушилось переднее оперение, и кусок крыла попал в двигатель. По инструкции в подобной ситуации пилот должен был катапультироваться.
Но Пугачев решил дотянуть до взлетно-посадочной полосы на 2-х тонном самолете и на единственном рабочем двигателе АЛ-31, хотя аэродром и находился далеко. И ему это удалось. Именно благодаря своей сверхнадежности АЛ-31Ф, Пугачев в штатном режиме смог долететь до аэродрома и посадить машину.
Стоит отметить, что на момент выхода АЛ-31 в мировом авиастроении двухконтурные двигатели делали только для пассажирских самолетов. Так что Архип Люлька стал первым в мире конструктором, который сделал двухконтурный двигатель для серийного истребителя и получил патент на свое изобретение.
Оригинальным конструктивным решением при разработке этого проекта было то, что при разработке АЛ-31 в двигатель был добавлен еще один воздушный контур, по которому часть воздушного потока проходила практически не нагретой и выбрасывалась вместе с продуктами сгорания.
Это позволило значительно увеличить мощность и снизить расход топлива, по сравнению с традиционными одноконтурными ТРД, которые на то время уже активно использовали в мировой истребительной авиации.
На то время никто из мировых производителей авиационных двигателей не мог похвастаться такими результатами. Сегодня же многие производители авиационных турбореактивных двигателей используют именно эту схему.
Так же именно Люлька впервые в мире предложил идею разработать полую лопатку для турбины с сетчатой конструкцией внутри, которая за счет охлаждения впоследствии выдерживала критические температуры и придавала необходимую прочность.
С двигателями АЛ-31Ф самолет Су-27 приобрел колоссальную маневренность. На нем было установлено 30 мировых рекордов. А в 89-ом году летчик-испытатель Виктор Пугачёв на истребителе Су-27 в Ле Бурже, показал миру новую фигуру высшего пилотажа «Кобра», которая получила название «Кобра Пугачева».
Эти двигатели с отклоняемым вектором тяги устанавливали на самолеты Су-27. За многие годы АЛ-31 показали свою высочайшую надежность, которую только можно было представить.
Архип Люлька изначально и сознательно заложил в него возможность для закладки на его базе двигателя следующего поколения и возможность продолжительного полета на сверхзвуковых скоростях.
Именно успех АЛ-31 позволил КБ Люльки «Сатурн» реализовать идею Архипа Михайловича, заложив проект по созданию двигателя нового поколения АЛ-41, который сочетает в себе сверхнадежность и возможность длительного полета на сверхзвуковых скоростях.
На сегодняшний день линейка двигателей на базе АЛ-31 и АЛ-41 является основой не только для российской истребительной авиации, но для боевой авиации многих стран мира.
Стоит отметить, что российские двигатели Архипа Люльки семейства АЛ-31 и АЛ-41 до сих остаются предметом зависти всех мировых авиапроизводителей.
Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и оставлять комментарии.
Впоследствии все вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ