Найти тему
Ключ-Медиа

«Внебрачный сын Кобейна» из Round Hills и истории о владимирском гранже

Оглавление

Владимирские музыканты пробуют себя в десятках разных жанров, но одними из первых представили местной аудитории гранж, пожалуй, именно Round Hills. Около пяти лет назад шумный коллектив светился на «Тяжеловозе», разъезжал с концертами по стране и зарубежью, играл на одной сцене с Seether и Local H. Между Земфирой и Вилли Токаревым светился с клипом от актера Степана Рожнова на «Music Box», тратил на запись альбомов сотни тысяч. И вдруг Round Hills испарились с крупных городских площадок, перестали релизить новый звук — пропали, вернувшись только лишь под конец 2020-го с треком «My Life». Выясняем, что за метаморфозы происходят в первом городском гранж-бэнде, и окончательно ли музыканты вернулись после творческого отпуска. Предваряет свой рассказ фронтмен и вокалист Round Hills Анатолий Андрианов забавной историей становления коллектива:

«Для меня, как музыканта, все началось банально. В девять лет я взял в руки отцовскую гитару, которая долгое время валялась дома без внимания. Побрынькал, ничего не понятно; попросил отца показать что-нибудь. Он поставил классический аккорд Am, я провел по струнам и понял — это мое! В детстве я любил мелодичную музыку, такую как The Beatles и Queen. При этом имел одновременно высокий и хриплый, противный голос, но маме в садике как-то сказали, что музыкальный слух есть. Еще мне рассказывали о моменте, который совсем не помню: бабушка как-то шла возле дома и увидела, что я стою под окнами, пою кому-то, а сверху кидают конфеты. В общем, петь мне нравилось с самого детства, несмотря на определенные комплексы по поводу голоса.
Первое выступление было во втором или третьем классе. Седьмого марта, в свой день рождения, я на утреннике сыграл Высоцкого. О роке и гранже никаких мыслей не было до момента, пока все не подсели на Nirvana, Metallica и прочее. Наверное, была середина девяностых. Я впервые услышал «Smells like Teen Spirit», зацепило, но старшие парни со двора сказали, что это музыка наркоманов. Что панки отбитые, а гранжи еще хуже — отщепенцы. И вот слушал я Кобейна, но как-то боялся, что ли с какой-то тревогой. Видел на улице парней в футболках или балахонах Nirvana, и казалось, обходить их нужно стороной. Если бы тогда мне сказали, что когда-нибудь я буду делать музыку в том же духе, то это стало бы шоком.
Как только я более-менее научился играть на гитаре, ребята со двора взяли меня в школьную группу. Они были из класса девятого-десятого и как-то очень несерьезно к своему делу относились, и я сказал родителям, что надо свою команду создавать. Мама спросила, что для этого нужно. Я сказал, что «примочка». Будет она — будет рок. Мне купили дисторшн, и тогда я сам стал собирать людей, среди них много хороших, талантливых музыкантов.
-2
В двенадцать лет вместе с другом по фамилии Гудим мы создали группу, назвали ее «Гудим». Было второе название — «Кастрюля». Мы репетировали в ДТЮ, и местный художественный руководитель сказал, что вариант с фамилией явно лучше, его и оставили — нам было плевать. Буквально за пару месяцев мы составили программу из песен «Арии», «Мумий Тролля» и еще чего-то. Иногда играли всякую чушь, тексты сочиняли вроде «Ты один из тех, кто убивает людей в пустыне. Все дело в твоей голове. Это (пятая точка), а не голова». В общем, странные. Постепенно стали появляться нормальные тексты, но, думаю, все дети хотят казаться умнее, чем они есть, и задвигать взрослые темы. Мы хотели играть, но понятия не имели, что именно. Это был какой-то детский и наивный рок, наверное, в чем-то даже гранж.
Весной в ДТЮ были отчетные концерты, но руководитель не очень-то нас хотел туда брать и считал раздолбаями. Это был человек закалки ВИА, который скорее мешал, ведь мы были из другого поколения. Куча безумных идей, бешеная энергетика, а руководитель старался нас загнать в определенные рамки. Хотя, думаю, он хотел, как лучше, но порой казалось, что мы его бесили. Зато репетировали мы бесплатно. Тогда была огромная проблема с базами, все шли в ДТЮ и, как бы записываясь в кружок, занимались своими делами.
-3
На свой первый концерт мы попали с трудом. В зале было очень много народу и, кажется, сидела рота солдат. Все остальные выступающие были постарше, крутые рокеры, а у нас гитары советские «Уралы». Когда я вышел на сцену, то очень переживал. Вставил провод в гитару, а он не работает. Потом вдруг включился, и волнение прошло, с тех пор на выступлениях больше не нервничаю. Публика отреагировала отлично. У нас была хитовая песня «Я три года не менял носки, у меня отсохли мозги». Отчасти это было сделано ради шутки. Название было нормальное, вроде бы «Про лентяя», и как только мы начали петь, все начали кричать и хлопать. Наверное, оттого, что все это было забавно, весело и необычно. Вышли дети с гитарами, я в футболке «Король и Шут»... Было прикольно.
О записи речи не шло, только одну песню «Мясо» мы напели в магнитофон с красной кнопкой «REC» — это был один аккорд и одно слово. В конце я ударил гитарой о технику и на этом все закончилось. Мы, когда стали подростками, ушли из ДТЮ и стали репетировать у меня дома. В «Гудиме» за пару лет сменилось куча народа — все чуваки с моего района и не только, можно сказать, приобщились. В основном, я пел и играл на гитаре. Соседи относились к происходящему очень лояльно, но слышимость была хорошая: девчонка на седьмом этаже знала наши песни, хотя моя квартира была на втором. Удивляюсь, как нас все терпели. Появились барабаны; летом мы открывали окна и устраивали репетиции всему двору, было весело. Это было не зарождением Round Hills, а скорее, как в теории о сотворении мира, частицы складывались в одно единое целое, но по сути это был хаос.

-4

В детстве были поиски, годам к пятнадцати появился определенный состав — среди нас был только один человек, который действительно хорошо играл. Я уже тогда понял, что хочу делать гранж, но ему было скучно давать три аккорда. Пришлось играть любительского уровня металл. Однажды у меня накипело и встал выбор: либо лишиться гитариста и играть гранж, либо тянуть это унылое что-то. Это случилось 1 декабря 2003 года — дата, которую считаю образованием Round Hills. Поехал к Антону Травкину, который долгое время играл на басу и стал частью «золотого состава» группы, начинать заговор. Спрашивал, хотят ли ребята играть со мной гранж или отделиться. Все дали добро, это стало первым днем существования Round Hills — не помню, как название придумал.

Идеология

Прелесть гранжа в том, что ничего особо сложного в нем нет. Когда продвигался по карьерной лестнице в музыкальной сфере, я столкнулся с тем, что при появлении популярности группы начинают открещиваться от влияния Nirvana. Говорить, что на них повлияла куча коллективов. Меня тоже это коснулось. Когда мы только начинали играть гранж, сравнение с Nirvana казалось комплиментом. Потом я стал уходить от этого и отвечать, что мы самобытные, а Nirvana повлияла на нас постольку-поскольку. Но положа руку на сердце, несмотря на то что я прекрасно знаю и уважаю «Сиэтловскую четверку», очевидно, что на творчество Round Hills повлияла в большей степени Nirvana, несмотря на то, что музыки вокруг всегда было много. Сейчас я Кобейна, например, не слушаю, но где-то на подкорке это осталось.
-5
Иногда меня упрекали в том, что все слизано у Nirvana, поэтому, когда писал песни, я ставил себе задачу — это не должно быть похоже ни на одну из песен Курта. Звучание похоже, потому что жанр один и тот же. Мне хотелось нирвановского звучания, простоты, мелодичности. Эта аура нравилась, но музыка Round Hills всегда составлялась с нуля. Очень много вещей о бездарном закосе мне приходилось слышать, но объяснить свою позицию такие слушатели не могли. Говорили, что просто слизано и всё, и никакого конкретного примера. У Round Hills нет песен непосредственно похожих на какую-то конкретную из Nirvana. А как «слизать» жанр?
В России не так много гранж-групп стали культовыми, в 90-е музыка запада ливанула, и людям понравилась Nirvana своим попсовым звучанием: в ней был рык гранжа и мелодичность The Beatles, Кобейн сам об этом говорил. Поэтому группа так прижилась. Панк-рок пришел во множестве вариаций, поэтому вопросов к тысячам похожих исполнителей не возникало, а гранж обосновался в нирвановском звучании. Если ты играешь такую музыку в России, то, так или иначе, с Кобейном будут сравнивать.
-6
Не знаю, что бы сейчас делал Кобейн, но свою жизнь он оборвал внезапно и оставил фанатов ни с чем. После этого жанр затух. Когда в 2003-м году я начинал играть гранж, говорил ребятам: «Стиль офигенный! Кобейна больше не будет, но мы можем играть гранж, отчасти продолжая дело Курта».

Англоязычность

Не сказал бы, что хорошо знаю английский, в разное время разные люди помогали с редактированием текстов. Вопрос языка остро не стоял. Изначально гранж — американское движение, рожденное в 80-х в Сиэтле. Делать гранж на русском все равно что Пушкина на французском читать: ощущается как-то странно. Поэтому я осознанно выбрал английский язык, при этом понимая, что популяризировать треки будет сложнее. Пожалел ли я о своем выборе? Не знаю. Считаю, что Round Hills должны остаться англоязычными. У меня всегда были и сейчас есть проекты на родном языке, и была мысль внедрить его в гранж... Но зачем менять лицо уже устоявшегося коллектива? Конечно, есть хорошие примеры, например, Blackmailers — переименовались, сменили стиль, стали «Рекорд Оркестр» — и поперло. Я же для себя решил, что выпуск треков на русском не исключаю, но только не в рамках Round Hills, классической гранж-группы.

Смыслы

Для меня в гранже, тексты — это наборы образов, эмоций. У нас, нет конкретного посыла или призыва к чему-либо, а на политику наложено табу. Считаю, что этим музыканты заниматься не должны, хоть утверждение и спорное. Пожалуй, правильно, если политикой занимаются политики, а музыкой — музыканты. Лично я думаю, что творчество должно нести что-то вечное: даже если спеть о лежащем в луже нетрезвом мужике, то в этом смысла больше, чем в самом злободневном политическом тексте. Актуальность не пропадет с годами. В лужи как падали и при Иване Грозном, так и сейчас падают. И это будет понятно и актуально для любого поколения.
-7
«Темная» сторона гранжа прошла мимо нас, эта сторона жизни мне не нравилась никогда. Конечно, как рокеры мы на вписках угорали, но периодов вроде «вот, было дело...» на ум не приходит. К гранжу люди относятся по-разному. Большинство людей стереотипно воспринимают этот стиль, как музыку протеста, наркотиков, неудовлетворенности социальными условиями и так далее. Отчасти так и есть. Но я считаю в своей сути гранж довольно светлой музыкой, несмотря на всю экспрессивность звучания. Гранж может и звучит местами агрессивно, но он не призывает к насилию и всякого рода плохим вещам. И вовсе не обязательно быть профессионалом, каковым я никогда и не являлся, чтобы играть эту музыку. Это определённо плюс данного стиля. Для меня гранж это ассоциации; свобода, безумие, бешеная энергия и смирение одновременно, осень, солнце и яблочный пирог с корицей. Какой-то полусон. С помощью этого стиля можно передать как переживания, так и безумный восторг. Это очень удобная форма выражения эмоций.

Популярность

Объединившись, мы стали писать песни. Нашим первым альбомом стал «Defile», но его сейчас нигде не найти. Он был совсем сырой: проблемы с английским языком и качеством звучания. Некоторые песни я потом оттуда взял и переиграл, например, известную «Amoration». Затем у нас сменился барабанщик, пришел Алексей Романов, который сейчас играет в METAMORPHIS. Он был прокачан волной гранжа. Вместе с новым барабанщиком мы вышли на новый уровень, стали ездить на фестивали в Москву. Сейчас можно просто скинуть свои треки организатору в интернете, а раньше было по-другому. Волнительным голосом я позвонил незнакомому человеку и сказал, что хочу на концертах играть. Записал на болванку кое-как сделанные песни и повез в Москву, отдавать менеджеру. Он весь такой деловой, все переносил встречу — мы, специально приехавшие ради этого, замерзли ждать. В какой-то момент он сказал спуститься в метро, высунул руку из дверей остановившегося поезда, забрал диск, уехал. И тишина. Спустя какое-то время я сам позвонил и спросил, как дела. Менеджер ответил, что времени послушать диск у него не было. Думали, ему не понравилось. Но в какой-то момент перезвонил сам и сказал: «Что-то в вас есть».
-8
Примерно в это время у нас устаканился состав, за барабаны сел Максим Киселев, Антон Травкин играл на басу. Мы стали плотно сотрудничать с новым менеджером, он устраивал нам гастроли. Первые выступления были во Владимире, причем довольно неплохие — тогда в городе было сообщество рокеров, музыкантов. Была тусовка. Если какой-то концерт проходил, то народ обязательно собирался. Но больше всё же мы играли в других городах. Однажды наш менеджер-директор сказал, что пора переходить на новый уровень и записывать альбомы. Наша первая серьезная работа называлась «Spring», писали на студии «Добролет» в Питере. Как сейчас помню, обошлось нам это суммарно под 250 тысяч рублей — бешеные на тот момент деньги. Я тогда работал сварщиком. Вместе с басистом мы откладывали деньги, просаживали на запись, потом возвращались во Владимир и снова копили, чтобы продолжить альбом.
Был интересный момент, когда на связь со мной вышел один из первых продюсеров «Дискотеки Аварии». У него на примете было несколько групп, в том числе Round Hills. Как-то он ехал из Иваново, мы встретились поговорить возле «Глобуса» и обсуждали продвижение: «Надо какую-то историю. Давай сделаем тебя внебрачным сыном Курта Кобейна, подгадаем что-нибудь по срокам и сделаем передачу на эту тему. Можно все это раскрутить. Такое работает». Я отказался, задачи любыми способами прославиться не стояло. После этого контакты потерялись. Сейчас бы я может и подписался на такое предложение. Ну а что такого? Весело! Это же шоу-бизнес! Тут нормально всякие легенды сочинять. А тогда я как-то к этому очень заморочено отнесся.
Во время туров мы объездили всю Россиюшку-матушку, были неоднократно в Украине и Беларуси, выступали в Германии. Бывало, организаторы из разных городов вне туров приглашали нас выступать. Как-то разогревали команду Seether, по известности равную Nikelback и Three Doors Down; играли с Local H из Чикаго. Должен был еще состояться концерт с Meat Puppets — группа, стоявшая на сцене с Кобейном на легендарном концерте «mtv unplugged in New York», где он перепевал аж три их песни. Но выступление сорвалось, потому что музыканты в лихие 90-е набедокурили, поэтому им не дали визу. Им нужно было разобраться с документами, что занимало две недели, поэтому в Москву на дату концерта прилететь не получилось.
-9
Не всегда лучшие концерты масштабны. В Калуге было выступление, на которое собралось человек 40, но безбашенных и с диким замесом — гитара сломалась на первых же песнях, я ее выкинул. На «Владимирском Тяжеловозе» в 2014 году было очень круто; примерно тогда же играли сольник в московском клубе «Б-2», тогда он являлся одним из самых культовых. Были и провалы, какое-нибудь Заволжье. Приезжаешь, а там что-то вроде заброшенной арены парка «Добросельский» и ходят гопники. Бывало, после концерта только в машину сядешь, скинхеды прилетают в клуб и начинают крушить его, потому что собрались неформалы волосатые. Так или иначе, на творчестве мы никогда не зарабатывали — все вкладывали в музыку, построили студию. Я всегда понимал, что так и будет, по крайней мере, в России. Самый кайф был в обмене энергетикой, в людях.
Первая волна популярности была в 2010-м, а вторая началась спустя 4 года с приходом басиста Евгения Сергеева, который сейчас еще занимается сольным проектом ataka, а также Ромы Колесникова, четвертого участника. Он крутой промоутер и музыкант, внес свою лепту в альбом «Outbreak». В 2015 году записали трек с известной израильской панк-группой Useless ID, предложив вокалисту Йотаму это «на шару» — он сразу согласился, правда, лейб выставил ему за это штраф. Пришлось заплатить $100, чтобы его не подставлять.
Все было круто: после выхода второго альбома мы стали выступать с известными российскими группами, такими как «Тараканы» и «СМЕХ», задружились с поп-панк комьюнити. Нас стали крутить на канале «Music Box», на песню «Freedom» был снят клип с актером Степаном Рожновым, который тогда играл во многих фильмах и сериалах. Это видео крутили на «Music Box» дважды в день между Земфирой и Вилли Токаревым — приятное соседство.

Спад

Спад начался в 2016 году, но я до сих пор иногда задаюсь вопросом, почему. Возможно, это определенный период, который все музыканты проходят, — пропало острое желание реализовываться. Я немного подостыл эмоционально. И если перестаешь музыкой заниматься, быстро все затихает. Сложно заново себя раскачать, занимаешься другими делами. В какой-то момент я понял, что действительно подзабил, но ничего с этим делать не стал. Ждал момента, когда желание делать музыку появится снова. Ребята параллельно играют в разных группах, поэтому проблем не возникало — ждали, пока созрею.

Возвращение

Возможно, сейчас мое «новое рождение». Зря времени не терял: писал песни, но не выпускал их. Потихоньку начинаю обрамлять их в целостные работы — посмотрим, что получится. Сейчас стоит задача записывать новые треки и делать видео, без картинки тяжело что-либо продвигать. Пока у всех с концертами беда, будем копить материал, а как маски все снимут, надеюсь, вернемся в концертную деятельность. «Сердцевина» и стилистика проекта, как мне кажется, осталась та же.
-10

Источник: Kluch.media