Автор: Евгений Гуляев
«Великий Гэтсби» для меня фильм особенный. Во-первых, при всём желании у меня не вышло сходить на него в кино. Во-вторых, это одна из тех редких кинолент, что открыты интерпретации. В-третьих, здесь как никак достаточно дорогая постановка и просто шикарные декорации. А местные актёры со своей лощёной кожей так и вообще просто загляденье. Так уж вышло, что «Великий Гэтсби» я посмотрел только в 2020-ом году. В довесок я тот ещё филолог и к своему стыду литературный первоисточник так и не прочёл. Поэтому эта рецензия не будет ни типичным архетипическим анализом, ни деконструкцией потаённых смыслов, ни стандартной рецензией, с перечислением достоинств и недостатков. Я бы обозначил жанр сего текста как «ностальгическое рассуждение», дабы поностальгировать есть о чём, ведь прошло, как ни крути больше 7 лет. Итак, как смотрится фильм в безумном и наконец-то уходящем 2020-ом году…
В киноленте в качестве времени действия выбраны «ревущие 1920-е». Очень символично, что и на дворе у нас тоже двадцатые годы, ещё непонятно правда какие, так как происходящее в мире не даёт шанса на какую-либо определённость. Я хорошо помню время выхода фильма, особенно то, как фирменный постер «Великий Гэтсби» периодически мелькал в рекламе тогда ещё набирающих обороты приложений по покупке билетов, а также в качестве фона на афишах и сайтах о кино. Порой казалось, что мордашка Леонардо ДиКаприо вот-вот да подмигнёт тебе на пару со своей фирменной улыбкой. Также первым, что бросалось в глаза, это то, что трейлеры фильма демонстрировали преимущественно дорогие коктейльные вечеринки, ураганные пляски, блистательный джаз и море гламура. Самое смешное, что всё перечисленное в фильме пусть и присутствует, но в очень ограниченном количестве. Реклама такая реклама. Зато большую часть времени зрителю приходится лицезреть эффектно отснятые сцены диалогов и слушать монологи Рассказчика.
Считается, что фильм демонстрирует время наибольшего упадка общественных нравов и апогей разлагающейся морали. Не буду оспаривать сей тезис, но как по мне данная кинолента – это скорее ярчайший образец самого затёртого, но по-прежнему продаваемого жанра – любовной мелодрамы. Я не большой любитель фильмов про любовь-морковь и, посмотрев «Великий Гэтсби», понял, почему. Всё дело не сколько в мотивации героев, сколько в том, как любовный треугольник периодически то смыкается, то размыкается на протяжении фильма, а в конце так и вообще разрушается, что в результате ни к чему хорошему не приводит.
На мой взгляд, людей можно поделить на две категории. Тех, кто живёт прошлым и тех, кто борется за будущее. Мне видится, что персонажи «Великого Гэтсби» где-то посередине. Я выше писал, что фильм (в принципе, как и книга) открыт интерпретации. Взять хотя бы то, как довольно изящно затронута щекотливая тема засилья мигрантов (сцена, где Том рассказывает о книге «Цветные империи»). Или то как главный герой пробивал путь к успеху потом и кровью, а добившись не находит понимания в среде родовой аристократии.
Её величеству, именуемой месть, тоже, кстати, нашлось местечко. Ну, а адюльтер здесь так и вообще в избытке. Вообще если бы подобный фильм вышел в СССР, то наверняка бы позиционировался как «разоблачение буржуазного образа жизни». Что-что, а «буржуазности» здесь и правда хоть отбавляй, но фильм скорее погружает нас в красивую иллюзию… Иллюзию того, что окружающий мир будет якобы всегда одним и тем же, не будет меняться, к примеру, в худшую сторону. Подобным инфантилизмом заражены, пожалуй, все действующие лица кроме Рассказчика (Тоби Магуайер). Хорошо это иллюстрирует сцена, где показано, во что стал превращаться некогда цветущий город, в котором била энергия молодости, а теперь это депрессивное болото.
И цепляет фильм больше не искренней простотой, а тем как искренне (и при этом ненавязчиво) фильм раскрывает вышеперечисленные проблемы, при этом достаточно просто воспринимаясь. Среди рецензентов были те, кто писали, о том, что фильма после просмотра их «опустошил». В моём же случае после просмотра фильма испытываешь острый приступ псевдопохмелья, в купе с чувством лёгкой тревоги. Если первое – это результат разрушения иллюзий (этого у фильма не отнять), то последнее было скорее реакцией на трагичный финал. Пользуясь, случаем на такой философской ноте, хочу поздравить читателей «Рамблер/касса» с наступающим Новым Годом. Лично я ожидаю, что грядущий год приготовит много простора для аналогичных размышлений. Например, о том, что же в этой жизни не так…