В шестидесятые, семидесятые годы "шпакурить" начинали не дожидаясь календарных " святок".
Уже на встречу Нового года в клуб, на елку приходили ряженые. А как наряжались. В 1967 году мы с братом не могли и подумать, что " бетман", с прицепленными спереди, наверное, самыми крупными по всему Великодворью, морковкой и двумя картофелинами скрывается наша родная мать. А "Смерть", с вырезанными из картофеля зубами, с лицом , измазанным печными белилами ( Спасский Протальон Всеволодович) - нельзя было видеть без содрогания.
Уже с праздника шли морозить двери, закрывать дымоходы стеклом, «раскатывать» дрова у противоположного пола. У тех, что «помелче», пользовалась популярностью гайка на нитке, прикрепляли над окном, разматывали на большое расстояние и изводили хозяев до истерики. В деревне все относились к этому и спокойно, но были и "злые" - их остерегались, но не обходили, только сердце при этом билось чаще - опасно все - таки.
Изобретательности не было предела: проснуться хозяева утром, а поленницы дров нет, но зато крыша дома, словно ежик. Или сани - роспуски от местной конюшни и под горку. Некоторые из за этого не пилили до святок дрова на чурки, оставляли в хлыстах, но что хлыст для двадцати человек -"упрут" куда надо. Приходилось потом трактор нанимать.
Петард тогда не было, но тут и там раздавались хлопки самодельных бомб, смастеренных с применением алюминиевой стружки и марганцовки. Парни прибывшие на "дембель, , сберегали для этого времени патроны от ракетниц.
Иногда большие ватаги девчонок с одной стороны, парней с другой, до пол сотни и более, сталкивались в какой нибудь деревне, начиналось побоище. Девчонки дружнее, нападали по несколько человек, "пехали" снег куда возможно. Хоть это было не просто - одевались как на лесозаготовку. На утро можно было наблюдать, что накануне огромные сугробы, превратились в проезжую дорогу.
И сейчас, иногда в святки, посещают «наряженки», правда не часто. Вымерли деревни.
Подлипное. Начало семидесятых.
- Девки готовы. Робята сторожите полиничи !!!