Найти тему
Мария Редекоп

Почему мы ленимся и что с этим делать?

Вы когда-нибудь задумывались, почему мы ленимся? Оказывается лень — это индикатор. Она сигнализирует о том, что где-то произошёл сбой, что-то пошло не по плану. В этом посте я хочу поделиться с вами секретами, как использовать лень и прокрастинацию себе во благо.

Если вы почувствовали, что не хотите выполнять ту или иную задачу, остановитесь и задайте себе вопрос: "Почему я не хочу это делать? Что происходит?"

Существую следующие виды лени:

  • Человеку это не надо.

    Дело в том, что все мы стремимся к чему-то или от чего-то. Психологи ещё называют эти виды мотивации "морковка спереди" и "морковка сзади". В первом случае, мы видим цель и стараемся её достигнуть. Во втором, всеми силами убегаем от чего-то плохого.

    Часто в голове роится множество целей, которые не являются нашими. "Я должен достигнуть успеха", "должен построить карьеру" и т.д. Возможно, вы этого не хотите.

    Если человек находится в тяжёлых условиях, он всеми силами старается выкарабкаться наверх. Когда есть как бы стабильность, менять ничего не хочется. Зачем, всё и так ведь не плохо?

    Не плохо. Но и не хорошо, не правда ли?

Что делать:

1. Искусственно поставить себя в некомфортные условия. Например, обучаться новой профессии или изучать иностранный язык.

2. Во всеуслышание заявить о намерении чего-то достичь. В данном случае сработает страх потерять лицо.

-2
  • Режим энергосбережения.

    Срабатывает, когда человек совершает однообразное и неприятное действие. На это действие расходуется много энергии и сил.

    По себе знаю, что работа через силу неэффективна и приводит к выгоранию.

Что делать:

1. Оптимизировать процесс. Например, робот-пылесос экономит время на уборку, а посудомоечная машина — на мытьё посуды.

2. Делегировать часть задач другому человеку. Например, попросить ребёнка протереть пыль или вынести мусор. В бизнесе — нанять специалиста, который будет выполнять задачу за вас. Благодаря этому появится время на решение более важных целей.

  • Рутина.
    Не все задачи можно автоматизировать или делегировать. Поэтому, необходимо научиться выполнять рутинные дела в состоянии потока.

Что делать (лайфхак):

1. Написать список дел из 3-х пунктов. Выполнение каждого пункта должно занять у вас не более 1 минуты.

2. Сказать себе: "Сейчас я выполню эти три пункта и буду свободна". Как правило, сложно включиться в процесс. Как только дело начато, то в 70% случаев останавливаться уже не хочется.

-3
  • Откладывание большой важной задачи.

    Часто мы себя изводим страхами и сомнениями "у меня не получится", "я подведу человека", "я хуже, чем другие" и т.д. В этом случае необходимо разбить большую задачу на маленькие и лёгкие действия.

Что делать:

1. Написать на листе бумаги задачу.

2. Придумать супер-маленькое действие. Например, поискать в интернете решение задачи. Этот этап не должен занять больше 1 минуты.

3. Выписать объективные и субъективные причины, которые мешают выполнить задачу (5-7 действий). Оценить их. Как правило, на листе бумаги эти причины кажутся смехотворными.

4. Выполнить пункт 2.

5. Придумать и выполнить следующее супер-маленькое действие. И так до тех пор, пока задача не будет решена.

  • Незнание себя.

    Людей можно условно разделить на импульсивных и плановых. Плановые разбивают задачу на этапы и планомерно их выполняют. Импульсные приступают к реализации задачи за 2 дня до дедлайна.

    Это не значит, что импульсные люди выполняют задачу хуже или некачественно. Нет, они дают 100% результат, но в самый последний момент. Им характерны креативность и неординарный подход.

Что делать, если вы импульсный человек:

1. Признать, что вы такой и перестать себя ругать.

2. Поставить реальный дедлайн. Обратите внимание, что у каждого человека есть коэффициент погрешности. Это когда вы говорите, что выполните задачу за 1 час, а на самом деле на её решение уходит 4 часа. Если вы знаете свою погрешность, то время, которое сразу приходит на ум умножаете на 4.

3. Научиться отдыхать. На самом деле это не просто, особенно трудоголикам.