Найти тему

Психология шопоголизма. Уловки маркетологов

Оглавление

У вас загораются глаза, и вы не можете удержаться от покупки товара по специальной цене? Готовы потратить последние деньги, если акция заканчивается сегодня?

Узнайте, не заразились ли вы синдромом шопоголика? Лечится ли это? И как избежать ловушек маркетологов?

Кадр из фильма "Шопоголик", 2009г.
Кадр из фильма "Шопоголик", 2009г.
Шопоголизм – это неуправляемая тяга к совершению покупок без необходимости в них. Иногда учёные приравнивают его к болезненным зависимостям наряду с обжорством, игроманией и т.д. Безусловно, шопоголизм не настолько пагубно воздействует на человека, но, тем не менее, создаёт много сложностей в жизни.

Основные причины шопоголизма

  • Низкий уровень саморегуляции, когда человек не способен контролировать свои импульсы и взвешенно принимать решения
  • Иллюзорная компенсация низкой самооценки, потребности во власти, любви, принятии, уважении, свободе и т.д.
  • Страх не успеть, не получить, остаться в стороне, упустить возможность
  • Сложные жизненные периоды, апатия, депрессия. Шопинг – отличный антидепрессант

5 главных уловок маркетологов. Как им противостоять?

Маркетологи отлично «играют» на слабостях людей. Поэтому нас заставляют купить то, что нам совсем не нужно.

1. «Стадный инстинкт»

Рядом с товаром часто отмечают, сколько человек его купили, и эти цифры обновляются в режиме реального времени у вас на глазах. Секрет в том, что при интернет-продажах – это искусственная статистика, созданная программистами. Подумайте, нужен ли реально вам этот товар?!

2. Ограничение во времени

Узкие временные рамки провоцируют выброс адреналина и страх не успеть. «Акция заканчивается через 2 часа» – это самая простая манипуляция из всех известных. Не делайте покупку сразу. Через пару часов вы о ней, скорее всего, даже и не вспомните.

3. Бонусы

Первые 50 покупателей получат бонус – сувенирчик, пробник, сертификат и т.д. Если это единственный аргумент в пользу покупки, то подумайте, нужно ли это вам.

4. Дефицит

«Товар заканчивается», «осталось одно место», «последний экземпляр» - такие фразы отлично манипулируют людьми на основе страха упущенной выгоды. Не торопитесь. Рассмотрите схожие предложения в других магазинах или сервисах.

5. Скидки

Купите 5 йогуртов по цене одного. Вопрос: «Вам нужно столько йогуртов прямо сейчас?» Или, как минимум, 2 из 5 вы потом выбросите из-за истекшего срока годности?

Как купить именно то, о чём вы не пожалеете в будущем?

Апогеем для шопоголиков и даже обычных людей становятся чёрные пятницы – дни тотальных распродаж. Даём несколько рекомендаций, чтобы не попасть впросак.

1. Не покупайте желаемую вещь сразу, поддавшись импульсу. Даже если это распродажа, поверьте, она не последняя.

2. Не используйте кредитные карты и не берите все свои сбережения в магазин.

3. Планируйте покупки заранее, составляйте списки и старайтесь следовать им.

4. Ходите в торговые центры вместе с кем-то, кто сможет вовремя предостеречь вас от ненужной покупки.

5. Не ведитесь на бренды и распиаренные марки товаров.

А вообще, помните, что счастливыми нас делают не внешние приобретения, а внутренние.

Поэтому самое выгодное и лучшее вложение – в себя. Намного полезнее купить то, что способствует нашему саморазвитию и личностному росту.

Например, те же курсы или тренинги по саморазвитию вполне могут избавить вас не только от пагубного пристрастия к шопоголизму и помочь не попадаться на манипуляции, но и стать более осознанным, уверенным в себе и счастливым человеком.