69K подписчиков

«Зеркало для героя» это вам не «День сурка»

37K прочитали

Когда зритель сравнивает «Зеркало для героя» (1987) с «Днём сурка» (1993) – это и правильно, и неправильно одновременно. Да, и там, и тут присутствует «петля времени», благодаря которой происходит повторение одного и того же дня (8 мая или 2 февраля).

...До тех пор, пока не совершится некое правильное действие или – ряд действий, после которых становится не нужно возвращать героев в избранную Высшими Силами точку отсчёта. Два шедевра, где есть общая базовая мысль.

Кадр из фильма «Зеркало для героя» (1987). Скрин экрана.
Кадр из фильма «Зеркало для героя» (1987). Скрин экрана.

Интересно и то, что «Зеркало…» не является заимствованным сюжетом – наш фильм был снят на 6 лет раньше «Сурка» и по книге Святослава Рыбаса, написанной, как вы понимаете ещё раньше. (Сам вариант с петлёй времени – обычная и довольно заезженная тема в фантастике).

Голливудский Cурок – лирическая комедия и у неё совершенно чётко прописанный хэппи-энд. Советское Зеркало – драма со странным, хотя, и объяснимым финалом. Я бы сказала, что тут есть что-то общее и с «Назад в будущее».

Кадр из фильма «Зеркало для героя» (1987). Скрин экрана.
Кадр из фильма «Зеркало для героя» (1987). Скрин экрана.

Итак, два человека – инженер Андрей Немчинов (Иван Бортник) и учёный-психолог Сергей Пшеничный (Сергей Колтаков) каким-то образом проваливаются в прошлое и застревают в дне 8 мая 1949 года.

Инженер недавно отсидел за аварию на той самой шахте, которая будет постоянно фигурировать в кинорассказе, а психолог со своими заумными диссертациями, так и не научился понимать самого близкого человека – своего папу, который представляется Пшеничному жалким резонёром и графоманом.

Кадр из фильма «Зеркало для героя» (1987). Скрин экрана.
Кадр из фильма «Зеркало для героя» (1987). Скрин экрана.

По факту мужикам предстоит исправить себя, а заодно – мир. Интересно, что Немчинов нормально вписывается в жизнь 1949 года, начинает работать, искать выходы, обзаводиться друзьями, тогда как Пшеничный бесконечно рефлексирует и хочет «сбежать». Но – некуда.

И ему тоже предстоит разобраться с темой отца – тут его родители предстают молодыми, и Сергей с оторопью наблюдает за своей беременной мамой – беременной им. И отец оказывается не дерзновенный маразматик, но красивый и думающий человек. Выясняется, что Пшеничный-старший даже был репрессирован.

Кадр из фильма «Зеркало для героя» (1987). Скрин экрана.
Кадр из фильма «Зеркало для героя» (1987). Скрин экрана.

Конечно, фильм перенасыщен типичной риторикой 1980-х и «развенчанием культа личности», но в отличие от 99 процентов перестроечного кино, здесь нет убогой конъюнктуры – всё на своём месте и даже с долей юмора: одна только повторяющаяся из эпизода в эпизод фраза: «Инженер! Москвич!» чего стоит!

Есть и трогательные моменты: когда Немчинов катает на мотоцикле …сам себя. Себя-ребёнка. Или, когда Пшеничный просит прощения у своего отца в машине, везущей на допрос. Но да – финал. В новом, изменённом 1987-м живут …их двойники… И - что?

Zina Korzina (c)