Найти в Дзене
Мария Редекоп

Как сдавать работу с первого раза?

"Мария, очень хочу работать в вашей команде", — часто пишут мне студенты.

Дорогие мои, вы даже не представляете, насколько я требовательный руководитель. Иногда специалисту приходится по нескольку раз вносить правки в одну и ту же работу. В этом плане я перфекционист. Требую от себя и от других людей выполнения работы на 100%.

Понятно, что нет предела совершенству. Вносить и добавлять изменения в проект можно до бесконечности. Поэтому хочу вам рассказать, что необходимо сделать, чтобы сдавать работу с первого раза.

У меня есть система, которая состоит из трёх этапов:

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА КЛИЕНТОВ.

    Ещё на этапе переговоров я стараюсь определить, какой тип клиента ко мне пришёл. Дело в том, что среди заказчиков есть люди, которых хлебом не корми, дай что-нибудь поправить или изменить. Их условно можно выделить в следующие группы:

Не знают, чего хотят.

Когда с ними разговариваешь, сложно понять, какой результат клиент хочет получить. Много воды, и ничего конкретного. Заказчик не может чётко сформулировать задачу. С такими людьми очень сложно работать, особенно новичкам.

-2

С переменчивым настроением.

Клиент принимает работу по настроению. Настроение отличное — значит всё ок. Встал не с той ноги — найдёт к чему придраться. При этом не имеет значения, что задача выполнена качественно, в срок и в соответствии с ТЗ. Заказчику надо просто на кого-то выплеснуть свои эмоции.

Как определить, что клиент человек настроения?

Если на этапе переговоров настроение заказчика меняется от "душки" до "злобного тирана", скорее всего перед вами именно этот тип клиента.

Творческие натуры.

Любую задачу, даже сложение цифр в столбик, рассматривают как творческий процесс. В разговоре часто используют обороты "я чувствую", "мне кажется, что здесь что-то не так, но что именно, не могу сказать". От специалистов требуют сделать "бомбу", шедевр, икону работы.

Как вы понимаете, на одних ощущениях каши не сваришь. Поэтому с такими заказчиками трудно работать даже профессионалам.

Любители советов.

Постоянно колеблются и не могут самостоятельно принять решения. Без конца спрашивают совета у друзей, знакомых, коллег и партнёров. Невозможно угодить всем. И вскоре цельное полотно работы превращается в лоскутное одеяло с плохо подогнанными частями.

Если на этапе переговоров вы заметили, что заказчик просит время на согласование того или иного вопроса — это первый сигнал. Обязательно уточните, кто будет принимать работу.

Любители вносить изменения.

Да, встречаются клиенты, которые считают, что первый раз необходим для "пристрелки". Они принципиально не принимают работу без изменений. Некоторые считают, что количество правок — это показатель плодотворной работы. От работы с такими заказчиками лучше сразу отказаться. Либо просить каждое изменение обосновать пунктом ТЗ.

-3

2. СОЗДАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ У КЛИЕНТА.

В своей работе я никогда не даю:
— гарантий, которых дать невозможно.
— завышенных прогнозов.

Перед началом работы обязательно предупреждаю об основных рисках. Рассказываю, каким образом будет выстроена работа. Что входит в зону ответственности клиента, а что в мою.

Это позволяет ещё на этапе переговоров отсеять заказчиков которые ждут сказочных результатов. Сокращает количество доработок, разочарований и обид.

3. СОБЛЮДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Когда пройден этап переговоров, даны реальные обещания, необходимо чётко следовать согласованному плану. Важно выполнять работу качественно с первого раза. Если в процессе выполнения задачи появились вопросы, необходимо задать их заказчику, а не делать по своему усмотрению.

Есть такая фраза "слона едят по кусочкам". Любой проект необходимо дробить на более мелкие части. Каждый "кусочек" выполнять в чётко заданный срок. Если первые этапы задачи заказчиком согласованы, то вы уже понимаете, что движетесь в правильном направлении. Значит следующие этапы тоже скорее всего не потребуют огромного количества правок.

Эти три этапа в работе с заказчиками экономят много времени и усилий, поэтому советую взять на заметку.