Найти тему
История нашего мира 2.0

Не увлекайся, опасно для жизни и свободы

1136-1137 годы. Русь

28 мая жители Великого Новгорода приняли решение об изгнании из своего города князя Всеволода Мстиславича (1) и призвании на престол Великого Новгорода князя Святослава Ольговича из Чернигова (2).

Решение новгородцев возмутило Великого князя Киевского Ярополка Владимировича (3). Он потребовал от новгородцев изгнать Святослава Ольговича. Те ответили отказом. Это послужило причиной войны Владимировичей с Ольговичами.

Великий князь Черниговский Всеволод Ольгович (4) решил использовать момент, спровоцированной Ярополком войны, и захватить Переяславское княжество. Собрал войска, призвал дружественных половецких ханов с их отрядами, и пошел на Переяславль Русский, в котором правил Андрей Владимирович.

Великий князь Всеволод Ольгович
Великий князь Всеволод Ольгович

Переяславцы, которые помнили к чему приводило в их городе правление черниговских князей, не желали опять власти черниговцев и мужественно сражались за своего князя.

Три дня шли ожесточенные бои у Епископских и Княжих ворот города Переяславля, пока к Всеволоду Ольговичу не пришло известие, что киевляне и суздальцы выступили на помощь переяславцам.

Всеволод Ольгович отвел свою армию в верховья реки Супой, где заранее подготовил позиции для будущего сражения.

Князья Ярополк Владимирович Киевский, Юрий Владимирович Ростово-Судальский (5), Вячеслав Владимирович и присоединившийся к ним со своими переяславцами Андрей Владимирович спешили настигнуть Всеволода Ольговича до того, как тот укроется за стенами Чернигова, а потому шли без разведки, быстрыми переходами.

Когда же увидели вражескую армию, не стали дожидаться отставшую пехоту, изучать порядки противника, составлять план битвы, а с ходу, с марша ударили по врагу. Ярополк Владимирович заявил братьям и их окружению перед битвой: «не устоять Ольговичам против нашей силы!».

Поначалу киевлянам, суздальцам, переяславцам способствовал успех.

Киевские дружины, ведомые киевским тысяцким Давыдом Ярославичем, смяли половцев и погнали их.

А далее допустили ошибку. Увлеклись погоней и оторвались далеко от места сражения, уверенные, что князья со своими дружинами также погонят врага. Но этого не произошло. Рубка была жестокой. Черниговцы стояли насмерть. С обеих сторон было множество убитых. В конце концов, братья Владимировичи обратились в бегство, оставив поле брани за Всеволодом Ольговичем.

-2

Бежали с такой скоростью, что забыли послать гонцов к киевлянам с вестью о своем поражении.

Тем временем Давыд Ярославич с киевской конницей возвращался после преследования половцев в полной уверенности в победе князя Ярополка и его братьев. Но если они не ведали о реальном положении дел, Всеволод Ольгович и его воеводы отлично помнили о них и подготовили им «теплую» встречу.

Когда киевская конница появились на поле брани, на нее ударили со всех сторон. После ожесточенной схватки, в которой пало несколько знатнейших киевлян, в том числе Василько Леонович, внук правителя Руси Владимира Мономаха (6) и императора Византии Романа Диогена (7), сопротивление киевлян было сломлено. И все, кто не сумел пробиться из окружения, угодили в плен.

Среди пленников оказались знатнейшие мужи Киевские, в том числе, тысяцкий Давыд Ярославич и Станислав Добрый Тудкович.

Это сражение произошло 8 августа 1136 года.

Всеволод Ольгович двинулся на Киев, но дошел только до Вышгорода, под которым стоял семь дней. Узнав, что Ярополк Владимирович срочно собирает новую армию, ушел в Чернигов.

Ярополк Владимирович не рискнул еще раз идти против Всеволода Ольговича.

29 декабря Всеволод Ольгович с дружественными половцами вновь появляется в земле Киевской и разоряет окрестности Триполья, Красеня, Васильева, Белгорода, Киева, Вышгорода; грабит по рекам Желянь и Лебедь.

Художник Giuseppe Rava. Русские латники, XII-XIII в.в.
Художник Giuseppe Rava. Русские латники, XII-XIII в.в.

Ярополк Владимирович не решился вывести свою армию на новую битву и начал переговоры о мире. 12 января 1136 года мир был подписан. Черниговским князьям вернули земли, отнятые у них при Владимире Мономахе (8).

А ведь не увлекись погоней за половцами тысяцкий Давыд Ярославич, война бы имела совсем иной конец. И не только эта конкретно война, но и многое другое в дальнейшем на Руси. Однако эти рассуждения уже перетекают в жанр «что было бы, если бы».

Смотри также: Совет знающего человека

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам