Нужна ливам свежая идея для решения рабочих или личных задач — выручит мозговой штурм. Это отличный инструмент, после использования которого вы получаете не одну, а десяток приличных идей, из которых уже можно выбирать «ту самую».
Расскажем про техники, которые помогут «поштормить» правильно и эффективно, а заодно не ломать голову над вопросами КАК и С ЧЕГО НАЧАТЬ.
Мозговой штурм — один из самых «попсовых» терминов в бизнесе и управлении инновациями. Простое определение создает иллюзию понимания, но далеко не все вникают в принципы, на которые опирается метод. И уж точно не все их придерживаются.
Ниже мы перечислим азы брейнсторминга, чтобы вы не испортили мозговой штурм ещё до его начала. Если «плавали, знаете» — переходите сразу к техникам.
Правила проведения мозгового штурма
- Чётко сформулируйте проблему или опишите стоящую перед участниками задачу.
- Дайте людям время на подготовку — «с лёту» многим не думается (минимум 5 минут, максимум — 30).
- Позвольте участникам подумать самостоятельно, прежде чем приступать к обмену мнениями и комбинированию идей.
- Создайте ограничения: например, обозначьте, что нужно создать не менее 3 удачных идей. Или уместить все идеи на доске формата А3. И, конечно, ограничьте время: предупредите участников, что на обсуждение даётся не более Х часов.
- Записывайте все идеи — вне зависимости от того, «удачные» они или нет. Назначьте для этого «ответственного секретаря».
- Визуализируйте — используйте цветные маркеры и листочки для заметок Post-it. Все идеи должны быть на виду у всех участников.
- Во время штурма гонитесь за количеством, а не за качеством (отсев проведёте позже).
- Ни в коем случае не критикуйте никакие идеи.
- Поощряйте участников думать свободно, нестандартно, широко и смело.
- Комбинируйте и улучшайте первоначальные идеи.
Словесные ассоциации
Что понадобится: любой словарь русского языка (оптимален толковый или орфографический).
Откройте наугад словарь, ткните пальцем в случайное слово и предложите всем участникам мозгового штурма как-то связать это слово с поставленной задачей или проблемой. Если первое слово не сработает, просто выберите другое.
План Б: выручит онлайн-сервис для словесных ассоциаций типа Sociation.org. Если генерация идей идёт туго, введите случайное слово в окошко — и оттолкнитесь от ассоциаций (желательно не очевидных), которые появятся в выдаче.
Визуальные подсказки
Что понадобится: заранее подобранные красивые картинки (из Pinterest, Google-картинок, фотостоков или глянцевых журналов).
Выберите наугад любую картинку и предложите всем участникам мозгового штурма как-то связать эту картинку с поставленной задачей или проблемой. Если генерация идей идет туго, начните с более простого действия: перечислите и запишите всё, что приходит на ум, когда смотрите на изображение: фразы, мысли, воспоминания. И лишь затем привязывайте их к задаче мозгового штурма.
Лестничная техника
Используйте следующую последовательность действий.
- Соберите вместе всех участников мозгового штурма и опишите им проблему или поставьте задачу. Дайте достаточно времени «на подумать», предложите записать свои идеи.
- Позовите двух человек, выбранных случайно, и предложите им обсудить проблему.
- Пригласите третьего человека. Предложите ему рассказать свои идеи двум другим, затем выслушать их идеи, а затем обсудить все идеи совместно.
- Добавьте четвертого участника мозгового штурма. Обсуждать совместные идеи допускается только после того, как «свежий» участник поделится своими мыслями. И так с каждым следующим человеком.
- Выберите окончательную идею после того, как все участники мозгового штурма получат шанс высказаться.
Анонимные идеи
Что понадобится: листочки для записей (Post-it).
Опишите участникам мозгового штурма проблему и попросите предложить идеи. Раздайте каждому достаточное количество листочков для записей и предложите написать по одной идее на каждом (не указывая, чья идея). Затем вывести все листочки пробковую или магнитную доску и обсудите каждую. Выберите лучшую с помощью голосования.
Мыслемешалка (скоростной штурм)
Что понадобится: таймер.
Опишите проблему, а затем предложите всем участникам мозгового штурма придумать как больше любых(!) решений. Засеките время (от 1 до 3 минут), затем соберите идеи и обсудите их.
Ролевой мозговой штурм
Что понадобится: заранее приготовленные карточки (идеально, если с фото) известных людей, например, кинозвезд, писателей, политиков или даже вымышленных литературных персонажей.
Опишите проблему, которая стоит перед участниками мозгового штурма. Случайным образом выберите одну карточку и попросите их представить, какие идеи предложил бы этот человек. Повторите несколько раз с разными персонажами.
Ментальные карты
Что понадобится: лист бумаги или доска большого размера (подойдёт и любой онлайн-сервис для создания ментальных карт, если все участники мозгового штурма будут видеть все записи.
Напишите в центре задачу, стоящую перед участниками мозгового штурма. Предложите любому из них предложить 3 идеи, которые помогут задачу решить. Следующий участник должен оттолкнуться от любой их написанных трёх идей и предложить свои 3 идеи, опираясь на исходную. Каждую «подидею» соединяйте линиями с «основными» идеями, пока не получите дерево идей.
Смена обстановки
Соберите участников штурма в месте, где они раньше не были, — или там, где вы раньше никогда не проводили мозговые штурмы. Это может быть переговорная комната компании, которая расположена в соседнем офисе на вашем этаже. Или ближайшее кафе. Или крыша здания (если на неё пускают). Новое пространство вдохновит взглянуть на проблему по-новому, думать иначе и создавать нестандартные идеи.
Проводить правильные мозговые штурмы, создавать удачные идеи для бизнеса, работы или личных проектов, выбирать лучшие и тестировать их проще, чем кажется! Всему этому вы научитесь на курсе «Креативность и дизайн-мышление» от обучающей платформы Tema.biz.