Всем моим читателям и подписчикам, так же как и мне лично, интересна тема эффективной коммуникации. Сегодня статья о том, как наладить глубокий контакт с собеседником.
Зачастую мы слушаем, но не слышим: человек воспринимает только то, что он хочет услышать или что-то цепляющее, остальная часть информации не замечается головным мозгом, так как он в это время занят некими другими мыслями.
Приемы активного слушания
Существует несколько приемов активного слушания, которые помогут вам устанавливать более глубокий контакт с собеседником. О них сегодня и пойдет речь:
1. Первая техника «повтор». Собеседник повторяет дословно услышанное, как правило последние слова или предложения:
- Представляешь, я вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем.
- Свидание с бывшим мужем, - может повторить собеседник.
2. «Повтор с вопросом». Мы так же повторяем последние фразы, но добавляем вопрос. Такой прием подходит не для всех языков, но в русском языке можно менять утвердительные предложения на вопросительные только с помощью одной интонации.
- Представляешь, я вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем.
- Ты вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем?
или
- С бывшим мужем?
Однако частое использование этого метода вызывает раздражение, выглядит насмешкой.
3. «Перефразировка или интерпретация» - краткая передача сути сказанного партнером следуя его логике. Короткий пересказ монолога оппонента улучшает понимание: он слышит себя со стороны, уточняет или объясняется, если был неправильно понят. Это поле для манипуляций, как правило этому учатся продажники, можно применять различные фокусы языка и полностью управлять ходом беседы.
- Представляешь, я вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем. Ответ уже может быть следующим:
- Т.е. ты вчера ходила на свидание с мужчиной своей мечты?
- Ты вчера решила снова наступить на одни и те же грабли?
- Ты вчера решила вспомнить молодость?
4. Уточняющие вопросы. Мы слушаем собеседника, и в ходе беседы задаем дополнительные вопросы. Это избавляет от недосказанности, домыслов, неправильных выводов.
- Представляешь, я вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем.
- А сколько вы не виделись уже? А куда вы ходили? А кто кого пригласил?
Собеседник проникается, видит ваш интерес и начинает говорить все больше и больше.
5. Сообщение о восприятии – еще важная составляющая активного слушания. Человек говорит об эмоциях собеседника так, как их понял, а так же говорит о своих чувствах во время беседы.
- Представляешь, я вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем.
-Я вижу как тебя это радует.
Или
- Я начинаю волноваться за тебя.
6. Продолжать мысль и резюмировать – последний на сегодня прием. Уловив посыл, человек завершает начатую собеседником мысль. Это располагает, участники диалога чувствуют себя понятыми.
- Представляешь, я вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем.
- Т.е. ты наконец-то сделала то, о чем я тебе говорила в последние дни?
Хотя этот прием тоже является полем для манипуляций:
- Представляешь, я вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем.
- Значит сегодня ты в отличном настроении и работать будешь за двоих.
Активному слушанию обучают некоторые профессии: продажи прежде всего, и вообще все области, где идет общение с людьми.
Правила активного восприятия
Кроме этих приемов, вам необходимо знать еще и основные правила активного восприятия:
- Нельзя перебивать собеседника, это не только банальное правило этикета, это еще и ваша крепкая и доверительная коммуникация.
- Необходимо поддерживать устойчивый зрительный контакт – смотреть только глаза в глаза. Многие люди не любят смотреть в глаза, потому что сразу чувствуют себя незащищенными. Но таким образом вы показываете человеку, что открыты для него и для общения.
- Отвечайте на вопрос, только если он предполагает ответ. Или только если он был задан.
- Представляешь, я вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем.
- Ой я со своим уже 5 лет не виделась.
Ну о какой эффективной коммуникации тут может идти речь?
4. Показывать обратную связь на физическом уровне: кивать головой, наклонить корпус к собеседнику.
Если вы понимаете, что человек не настроен разговаривать, не пытайте его, оставьте в покое, когда он захочет, сам начнет говорить.
Если вам интересна тема коммуникаций, то рекомендую к просмотру мое видео на тему "О чем поговорить с человеком":