Найти тему

Техника «Активное слушание»

Всем моим читателям и подписчикам, так же как и мне лично, интересна тема эффективной коммуникации. Сегодня статья о том, как наладить глубокий контакт с собеседником.

Зачастую мы слушаем, но не слышим: человек воспринимает только то, что он хочет услышать или что-то цепляющее, остальная часть информации не замечается головным мозгом, так как он в это время занят некими другими мыслями.

Приемы активного слушания

Существует несколько приемов активного слушания, которые помогут вам устанавливать более глубокий контакт с собеседником. О них сегодня и пойдет речь:

1. Первая техника «повтор». Собеседник повторяет дословно услышанное, как правило последние слова или предложения:

- Представляешь, я вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем.
- Свидание с бывшим мужем, - может повторить собеседник.

2. «Повтор с вопросом». Мы так же повторяем последние фразы, но добавляем вопрос. Такой прием подходит не для всех языков, но в русском языке можно менять утвердительные предложения на вопросительные только с помощью одной интонации.

- Представляешь, я вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем.
- Ты вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем?
или
- С бывшим мужем?

Однако частое использование этого метода вызывает раздражение, выглядит насмешкой.

3. «Перефразировка или интерпретация» - краткая передача сути сказанного партнером следуя его логике. Короткий пересказ монолога оппонента улучшает понимание: он слышит себя со стороны, уточняет или объясняется, если был неправильно понят. Это поле для манипуляций, как правило этому учатся продажники, можно применять различные фокусы языка и полностью управлять ходом беседы.

- Представляешь, я вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем. Ответ уже может быть следующим:
- Т.е. ты вчера ходила на свидание с мужчиной своей мечты?
- Ты вчера решила снова наступить на одни и те же грабли?
- Ты вчера решила вспомнить молодость?

4. Уточняющие вопросы. Мы слушаем собеседника, и в ходе беседы задаем дополнительные вопросы. Это избавляет от недосказанности, домыслов, неправильных выводов.

- Представляешь, я вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем.
- А сколько вы не виделись уже? А куда вы ходили? А кто кого пригласил?

Собеседник проникается, видит ваш интерес и начинает говорить все больше и больше.

5. Сообщение о восприятии – еще важная составляющая активного слушания. Человек говорит об эмоциях собеседника так, как их понял, а так же говорит о своих чувствах во время беседы.

- Представляешь, я вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем.
-Я вижу как тебя это радует.
Или
- Я начинаю волноваться за тебя.

6. Продолжать мысль и резюмировать – последний на сегодня прием. Уловив посыл, человек завершает начатую собеседником мысль. Это располагает, участники диалога чувствуют себя понятыми.

- Представляешь, я вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем.
- Т.е. ты наконец-то сделала то, о чем я тебе говорила в последние дни?

Хотя этот прием тоже является полем для манипуляций:

- Представляешь, я вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем.
- Значит сегодня ты в отличном настроении и работать будешь за двоих.

Активному слушанию обучают некоторые профессии: продажи прежде всего, и вообще все области, где идет общение с людьми.

Правила активного восприятия

Кроме этих приемов, вам необходимо знать еще и основные правила активного восприятия:

  1. Нельзя перебивать собеседника, это не только банальное правило этикета, это еще и ваша крепкая и доверительная коммуникация.
  2. Необходимо поддерживать устойчивый зрительный контакт – смотреть только глаза в глаза. Многие люди не любят смотреть в глаза, потому что сразу чувствуют себя незащищенными. Но таким образом вы показываете человеку, что открыты для него и для общения.
  3. Отвечайте на вопрос, только если он предполагает ответ. Или только если он был задан.
- Представляешь, я вчера ходила на свидание со своим бывшим мужем.
- Ой я со своим уже 5 лет не виделась.

Ну о какой эффективной коммуникации тут может идти речь?

4. Показывать обратную связь на физическом уровне: кивать головой, наклонить корпус к собеседнику.

Если вы понимаете, что человек не настроен разговаривать, не пытайте его, оставьте в покое, когда он захочет, сам начнет говорить.

Если вам интересна тема коммуникаций, то рекомендую к просмотру мое видео на тему "О чем поговорить с человеком":