INTRO
Run from the pigs, the fuzz, the cops, the heat
Pass me your gloves
This crime, it is never complete
Until you snort it up or shoot it down
You're never gonna feel free
-- Range Life
Все это, конечно, «дела давно минувших дней», но покопаться в этой истории мне хотелось бы по двум причинам. Первая и самая главная – уже второй год катаю песни группы Pavement во всевозможных звуковых устройствах, а особенно – в тачке на магнитоле. Это – музыка для парней +30. Песня полная толи наркотического, толи сексуального подтекста «Type Slowly» («Введи медленно») стала для меня хитом 2019 года. Вторая: за последние лет 10 в мировой рок-музыке не появилось для меня ничего по-настоящему интересного, что хотелось бы прослушать более 2 раз. Так что, мы продолжаем копать и изучать пласты унавоженной, плодородной почвы рок-музыки 90-х, где до сих пор можно найти настоящие алмазы звукозаписи. Сегодня мы обратимся к одной из главных песен банды – «Range Life». Но и не только.
Pavement vs Smashing Pumpkins
Как гласит уже давно изжеванная и обсмакованная легенда, группе Smashing Pumpkins очень не понравились строки:
Out on tour with the Smashing Pumpkins
Nature kids, I, they don't have no function
I don't understand what they mean and I could really give a fuck
В одном туре со Smashing Pumpkins
Дети природы, как и я, но они бесполезны
Я не понимаю, каков их посыл и мне проще забить на них ……..... .
Они оскорбились и затаили обиду. В дальнейшем при согласовании участия на фестивале альтернативной музыки Lollapalooza в 1994 году, Smashing Pumpkins заявили, что не будут участвовать на одном фесте с Pavement. Сейчас не так уж много людей помнят про Smashing Pumpkins, а еще меньше их систематически слушают. Но в середине 90-х они были известной группой и хедлайнерами фестивалей. Одна из успешных альтернативных групп, продавшая 19 мил. пластинок в США.
Организаторы прикинули, что на Smashing Pumpkins придет больше народа, чем на Pavement и выкинули последних из списка. Кстати, они выступят в следующем году на этом же фестивале с не менее крутой, даже культовой группой Sonic Youth. По словам очевидцев того далекого фестиваля, Pavement освистали и закидали грязью. Публика не заценила глубинных «наркотических» гитарных запилов, ведь музыканты играли больше не номера, а какой-то странный джем-сейшн. Так же утверждают, что сами музыканты могли быть крепко прибраны наркотиками и алкоголем. Особенно этим славились барабанщики группы.
Досталось так же и Stone Temple Pilots, которых в «Range Life» называют «элегантными холостяками». Говорится, что они любят заигрывать, флиртовать – не понять только в широком смысле это или же идет тонкий намек на их возможную гомосексуальность.
Кстати, в середине 90-х американский хип-хоп был так же на подъеме, а поэтому музыкальные критики писали, что Стивен Малкмус (вокалист Pavement ) ведет себя как чернокожий рэпер, обрушивающийся с критикой на своих коллег по цеху.
Но в песнях Павемент всегда были сарказм и желчь. Это скорее жизненные, в какой-то мере даже философские, зарисовки. У них никогда не было любовных баллад и «стандартной» рок-н-рольной лирики. Кстати, у них так же, как и в хип-хопе, был свой «хайп-мэн»: музыкант, не привязанный к конкретному музыкальному инструменту, «делающий шоу» и подпевающий вокалисту, а иногда и попросту кричащий в микрофон. Это был Боб Настанович – «запасной барабанщик». Но заводить публику он умел, нужно отдать должное. Он играл на тамбурине, маракасах, губной гармошке и часто давил на клавиши синтезатора.
Хотя это уже и бывало в другие десятилетия, рок-музыканты в 90-х вводят моду на «рокнролльные» разборки. Длительная эпопея, заполонившая множество страниц британских таблоидов и музыкальных журналов – вражда между Blur и Oasis, которые стремились не отставать от американских братьев. Они тоже просекли фишку, как нужно делать. Хорошо, хоть о музыке не забывали.
Но Pavement не на пустом месте поносят своих коллег по сцене. Причиной для подобных выпадов и сарказма стали именно коммерциализация и продажность самого жанра альтернативного рока, который ставил своей изначальной задачей прежде всего антипромоушен. Нужно было провести жирную черту между рок-музыкой прежних времен и новым независимым роком поколения Икс; разочаровавшихся в основах цивилизации городских бездельников. Не напоминает вам панк-движение 70-х?
Pavement упрекают альтернативные группы США в продажности и в том, что они пошли по избитой тропе рок-музыки былых времен, того самого «рок-р-ролла который сдох», тогда как изначально стояла задача сделать нечто более значительное, важное и отличающееся по звучанию. Это прямой упрек в оппортунизме не только инди-рока, но и всего поколения X.
Абсурдность и дикость всей ситуации именно в том, что Pavement критикуют своих коллег и все «продавшееся движение» на пластинке Crooked Rain, Crooked Rain... Которую издавал мейджор-лейбл, вложившийся в их раскрутку! Range Life именно оттуда. Но Pavement так и не стали одной «группой из». Вместо этого они недолго наслаждались славой и уже на следующей пластинке вернулись к своему прежнему специфичному звучанию, который был непонятен тинейджерам. Им предложили сделать музыкальную карьеру, но они от нее отказались, ибо любая карьера предполагает какие-то рамки и «формат», даже карьера рок-музыканта и порноактера. Я же думаю, что парни больше хотели экспериментировать с музыкой и легкими наркотиками, записывая «на коленке» в гараже или подвале дома свои телеги, протяженностью в 7-12 минут.
Attention and fame so
Career, career, career
Внимание, слава и все такое -
Карьера, карьера, карьера...
Цитирую журнал «Rolling Stone», февраль 1994 года:
На Crooked Rain, Crooked Rain, тем не менее, Малкмус, главный автор песен группы, кажется, озабочен более земными вопросами, в частности, подъемом альтернативной музыки и одновременной смертью рок-н-ролла:
«Это совершенно новая эра / И она прекрасно себя чувствует / Это новая эра / Но это произошло слишком поздно».
В песне «Cut Your Hair» Малкмус приравнивает недавнюю популярность альтернативной музыки к модной стрижке, высмеивая всех «похожих на Нирвану», которые «Танцуют прямо в спортивном зале / [Чтобы] привлечь внимание и славу».
Pavement напоминают:
Songs mean a lot
When songs are bought
And so are you-
«Песни значат многое / Если они куплены / Так же, как и ты»
P. S. На этом я заканчиваю. Хотелось закрыть год "юбилейной" 75-й статьей и сделать ее хорошей, доброй статьей, далекой от политических и социальных проблем. С приходящим!