Найти тему

Что мотивирует ребенка учиться?

Психология развития
Психология развития

Мотивация - это энергия, импульс к чему-либо, побуждающий нас к действию. На мотивацию к обучению влияют различные факторы (внутренняя и внешняя мотивация) и сегодня мы поговорим об этом.

Итак, факторы, которые влияют на мотивацию к обучению:

  • Интерес к дисциплине и получению новой информации. Интерес к обучению появляется, если ребенок может проявить свои врожденные способности и таланты. Как правило, этот механизм срабатывает автоматически, когда многие вещи понятны ребенку интуитивно, словно он ранее изучал этот предмет, но немного подзабыл информацию. Это случается и тогда, когда ребенок чувствует пользу от полученной информации и хочет применить ее в своей жизни.
  • Атмосфера и среда обучения. Если ребенок чувствует себя свободным на занятиях, может выражать свои мысли открыто, ощущает понимание и принятие, он будет стремиться снова и снова в этот оазис искренности и тепла, где есть возможность задавать интересующие вопросы и получать на них ответы. И да, многие современные педагоги четко осознают важность атмосферы доверия на своих занятиях, привлекая тем самым учеников. Интерактив, медиа-технологии, умение привлечь внимание учеников интересным контентом - это залог удержания внимания.
  • Личность преподавателя. Умение учителя заинтересовать ребенка своей харизмой, нестандартностью, открытостью, интересной подачей информации, всегда ценилась среди учеников любого возраста. С таким учителем ребенок ощущает себя исследователем, разумным человеком, способным к познанию.
  • Похвала и одобрение. Данный мотив свойственен детям, которые зависимы от одобрения значимых взрослых в семье, в первую очередь. С раннего детства ребенок считывает атмосферу и реакции родителей на свои действия, достижения. Если я буду внимательно и тихо слушать учителя, выполнять все задания,то заслужу похвалу и хорошую оценку. Дети с ярко выраженной мотивацией одобрения будут стремиться хорошо учиться, чтобы получить уважение учителя, награду, звание и грамоту.
  • Ориентация на результат. Присутствие у ребенка только мотивации к достижению результата - это успешная стратегия человека, который не обращает внимание на процесс и свои интересы, поскольку у него преобладает ярко выраженный стимул получить конечный результат. Это свойство личности, особенность темперамента. Обучение такого ребенка может быть поверхностным, не глубоким, но всегда будет иметь четкий и конкретный результат (закончил четверть без троек, годовая оценка и аттестат получены, ОГЭ и ЕГЭ сданы, конкурс выигран).
  • Творчество. Если обучающий процесс наполнен творческой составляющей, ребенку всегда будет интересно обучаться и реализовывать свои задумки. Это касается не только искусства, речь о возможности создавать новое, быть творцом в любой области.
  • Бонусы. Какие плюшки можно получить в результате обучения? Данный тип мотивации работает на 100% с теми детьми, которые осознают причинно-следственную связь (процесс=результат). Не все родители поддерживают такой тип внешней мотивации, поскольку считают, что денежное вознаграждение за хорошую учебу, подарки развращают ребенка. Однако, данный вид мотивации имеет свои плюсы , поскольку формирует в психике механизм "результат=вознаграждение".
  • Общение, коммуникации. Данный вид мотивации крайне важен для подросткового возраста, когда ключевым стимулом к посещению учебного заведения становится возможность общаться с коллективом, самовыражаться через коммуникации, проявлять лидерские и организаторские способности, так называемые софт-навыки.
  • Осознание своих профессиональных предпочтений, формирование образовательного маршрута. Если в рамках школьного образовательного процесса ребенок совершает выбор будущей профессии, осознает для чего ему важно получать конкретные знания, его мотивация к обучению повышается за счет понимания перспектив, влияющих на поступление в учебное заведение.

Таким образом, желание учиться и познавать новое зависит от многих факторов. Если ваш ребенок потерял мотивацию к обучению, проанализируйте с чем это может быть связано и имеет смысл подумать о том, как вы можете помочь вашему ребенку стать более счастливым и успешным.

Автор - Наталья Бекасова