Самое время начинать подводить итоги игрового 2020 года. Вместо того, чтобы в очередной раз называть лучшие игры, как это принято в различных игровых прессах, мы вспомним вообще все, что случилось в 2020-м. Постораюсь дать критическую оценку или найти положительные стороны в каждой из тем, которых я сегодня коснусь — так вы получите максимально объективное освещение событий. Тон оценочных суждений вы сразу сможете опознать по цветам профилей авторов. И открывают этот фестиваль самые громкие события. Что в уходящем году грянуло так, что не услышать об этом было тяжело? И, главное, какими будут последствия?
Cyberpunk 2077 спровоцировала вокруг себя беспрецедентный ажиотаж. Наверное, будет справедливо сказать, что это была одна из самых ожидаемых игр во всей истории индустрии. Выросшая на дрожжах польская студия CD Projekt RED, казалось бы, не могла совершить ошибку, а мощнейшая реклама сформировала в глазах аудитории идеальный продукт. Но оказалось, что руководство CDPR совершало ошибки одну за другой (и маркетинговая стратегия, кажется, была одной из них), а 10 декабря от сверхмассивного столкновения ожиданий с реальностью сотряслось само мироздание.
Найти что-то хорошее в таком маркетинговом коллапсе сложно, но я попробую. Давайте честно: разработчики и правда верили, что делают что-то невероятное. Они правда горели своим делом, и у них правда все (почти) получилось. Это подтверждается тем, что даже в самом бедственном и едва ли играбельном виде Cyberpunk 2077 смогла понравиться части самой несчастной и обиженной аудитории — владельцам базовых консолей. Зайдите на Metacritic: на 3400 негативных отзывов приходится 970 позитивных. Четверть игроков осталась настолько удивлена работой CD Projekt RED, что смогла разглядеть шедевр даже в альфа-версии игры, за которую заплатила полный ценник.
За этой частично лживой, но такой громкой рекламной кампанией и правда стояла выдающаяся игра — пусть и не такая, какую нарисовал маркетинг в умах геймеров. Кажется, представить в современных реалиях такой сценарий, когда разработчики выпускают продукт в поистине ужасающем техническом состоянии, но их все равно продолжают любить, можно только если речь идет о CD Projekt RED. Ничего кошмарного не произошло. Последний оплот индустрии не рухнул, а фанаты все еще помнят второго «Ведьмака» на запуске. Польскую студию все еще любят, хотя осадочек, как говорится, остался.
Проигранная война консолей заставила Microsoft срочно менять тактику сражения. В 2018 и 2019 годах компания покупала одну крупную игровую студию за другой, а объемы инвестированных в это дело средств и представить было сложно. Но в 2020-м компания приручила самого мощного покемона: издательство ZeniMax и входящая в него Bethesda стали частью семьи Xbox Game Studios. Сумма сделки составила 7,5 миллиардов долларов — это самое крупное соглашение в истории игровой индустрии. Например, Minecraft обошлась Microsoft в $2,5 млрд.
Покупка Bethesda — пожалуй, лучшее, что могло случиться с этой компанией. У нее славная история, у нее потрясающий каталог IP, несколько очень сильных студий под крылом и одна огромная беда — менеджмент. В последние годы, кажется, руководители «Беседки» шага не могли ступить, чтобы не подмочить свою репутацию.
Катастрофически позорный запуск Fallout 76, обман потребителей в рекламе коллекционных версий игр и мерчандайза, скандал с саундтреком Doom Eternal и, как следствие, прекращение сотрудничества с гениальным композитором Миком Гордоном, ломающий жесткие диски Creation Club с платными модами, The Elder Scrolls: Blades, Fallout Shelter, Skyrim Special Edition, бесчисленные sweet little lies Тодда Говарда… Этот список, который можно было бы еще продолжать и продолжать, выявляет в первую очередь некомпетентность управленцев. Ну кто кроме Bethesda мог отправить одних из самых талантливых людей в индустрии — команду Arkane Studios (Dishonored, Prey) — делать никому не нужные бездумные спин-оффы Wolfenstein? Благодаря сделке с Microsoft, у активов Bethesda есть шанс наконец-то реализоваться по полной.
Ну и, пожалуй, главной козырной картой в этом союзе должен стать Fallout. Давайте просто вспомним, что поклонники некогда великой франшизы получили за последние 10 лет от Bethesda. Плюющий на традиции серии второсортный шутер в открытом мире с элементами RPG — раз. Альфа-версию тонущей в багах ущербной MMO, которую никто не воспринимает всерьез — два. Фритуплейную мобильную игрулю про постройку убежища с обязательными микротранзакциями — три. Последней частью Fallout, которая была достойна этого слова в названии, на сегодняшний день остается вышедшая почти два консольных поколения назад New Vegas. Да и ее созданием занималась вовсе не Bethesda, а студия Obsidian Entertainment, которая по счастливому совпадению тоже принадлежит Microsoft! Впервые за долгие годы фанаты ролевых приключений на постапокалиптических пустошах могут надеяться, что их любимая франшиза попадет-таки в нужные руки.
Сиквел одной из самых драматичных игр всех времен обернулся настоящей драмой в комьюнити. В конце апреля и начале мая сеть буквально сотрясла массивная утечка, раскрывшая один из сильнейших моментов сценария. Серьезно, любимого персонажа из первой части убивает какая-то накачанная девка? Геймеры в ярости. Сиквел возненавидели еще до выхода, а в связи с утечкой Naughty Dog пришлось форсированно выпускать игру раньше намеченных сроков. После такого «плевка в лицо» от сценариста Нила Дракманна часть фанатов уже не могла воспринимать эту игру не в штыки. Но негативная реакция возникла не у всех: многим проект показался достойным наследником первой части. Потом была долгая война оценок на Metacritic, которая завершилась на отметке пользовательского рейтинга 5,7 — что совершенно не помешало продолжению стать очень успешной игрой и разойтись большими тиражами.