Найти в Дзене
Антон Бураков

Что не так с русским языком?

римеры семи реформ.
Госдеп США дает на изучение базового испанского или английского 500 часов. Русского, иврита - 1100. Японского, арабского - 2200.
Записал шестиминутный обзор с примерами простых реформ русского, чтобы он улетел в космос и превзошёл японский и арабский в часах.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
- Анна Ахматова.

Сразу выдам спойлер: русский недостаточно сложный. А дальше расскажу детали.

Приступив к изучению иврита, я с непривычки испытывал тоску от его запутанности и необычности. Других классификаций, периодизаций, понятий. Кое-что, разумеется, есть и общее, даже много. Но всё же однажды, чтобы развеяться, стал читать про другие сложные языки и обнаружил рейтинг, составленный Госдепом США. На базовое вхождение в испанский или английский они выделяют 500 часов. На иврит — 1100. Русский там же. А на японский, арабский или китайский — 2200. Мне стало обидно, что русский не в топчике, а потерялся где-то в середине. Ведь язык — базовая ценность человека. Которая даётся с рождения. В том же рейтинге читал, что достаточный уровень владения польским, как родным, поляк получает к 16 годам, а британец к этому же приходит к 14 с английским. Я написал об этом отдельный обзор под названием «интересные факты о 22 самых сложных языках мира».

Когда прилежно и целенаправленно изучаешь чужой язык, начинаешь понимать хитроумность своего. Например, в иврите есть только мужской и женский род, а русском же их три. Однажды, идя на урок, я это осознал и мстительно захихикал над теми, кому предстоит биться над русским.

Со временем решил, что русский нуждается в усложнении, чтобы Госдеп накинул для него часов. Это сделает язык весомей, а владение им — ценней. И урывками в соцсетях предлагал разные реформы. Здесь хочу привести в пример несколько, и текст, собственно, про это. Необходимо провести конвент, на который соберутся энтузиасты со своими предложениями развития языка, и сообща выработать новые правила. Может, до 2200 часов за японский не натянем, но 1500-1700 легко.

Например, я предлагаю склонять вопросительное слово в зависимости от того, к которому оно применяется. Скажем, местоимения.

Где он?
Гдо оно?
Гда она?
Гды мы?
И так далее.

Не только начать писать справа налево, а ещё и снизу вверх. Чтобы даже видавшие виды со своим миллионом иероглифов китайцы изумились. В качестве примера я записал одну строчку предложения, доказывая, что переучиваться не придётся. Любой русскоговорящий может запросто так писать. Евреи и арабы начинают читать книгу с той страницы, которую мы считаем последней. А русские после реформы открывали бы книгу тоже с неё, да ещё читали бы снизу вверх. Каково, а, Госдеп? Только эти две инновации добавят русскому часов 200.

В иврите можно поменять окончания существительного и не только, чтобы отнести его к себе. Например, «ах» - брат, «ахи» - мой брат. Это тоже простая конструкция. Мама — просто мама, а «мамай», - моя мама. «Папай» — мой папа, а «папаш» — наш папа.

Количество слов. Официально русский словарь содержит 150 тысяч слов. Английский — 400 тысяч. Словари не успевают отследить реальное обновление, но и это показывает существенное отставание. Почему бы не превращать любое существительное в глагол? Например, «креслить» вместо «сидеть в кресле». Английский постоянно так делает. Недавно услышал словосочетание «have bested» в смысле «превзошёл». То есть слово «лучший» взяли и превратили в глагол. В иврите для надеть куртку, шапку и обувь используется разное слово «надеть». «Обуться» у нас есть, а «окуртиться» или «ошапиться» нет. Русский не должен отставать. А также впитывать все иностранные слова. Оборудуем их падежами и всякими другими надстройками, станут нашими. Я часто испытываю сложности с поиском синонимов. К некоторым словам их попросту нет. Например, «стол». Не «конторка» же говорить. А так хочешь «стол», хочешь «тейбл». Догоним и перегоним Оксфордский словарь.

Звуки. Русский звучит слишком дружелюбно. Что, если произносить твёрдый знак перед любой последней гласной. Так, чтобъы дотракийцъы с их гортанным языком испугались и заплакалъи?

Написание. Здесь даже придумывать не надо. Возьмём опыт семитских языков. Выкидываем из текста все гласные. Мы-то поймём, что подразумевается. А вот иностранцы попотеют. Заодно ошибок будет меньше. А чтобы сохранить историю и структуру, оставим огласовки, которые будут фигурировать только в учебниках и словарях.

Далее, возьмём из английского два времени: настоящее совершенное и прошедшее совершенное. Это очень просто. Вместо «я был в Гондурасе», надо говорить «я имел был в Гондурасе». И чтобы дважды не вставать, добавить настоящее продолженное, используя ту же английскую инговую форму. Не «я работаю», а «я работаюинг». Вместо «я смотрю в окно» - «я смотрюинг в окно». Это кажется сложным, но если у вас получаете произнести слово «интервьюировать», удастся и это.

И сразу из односложных трёх времён русский улетает в космос с шестью.

Так потихонечку, слово за слово, собрав экспертные предложения, проведя несколько симпозиумов, мы могли бы поднять количество часов для базового изучения русского до 3000, а то и 5000. Чтобы даже закалённого табасаранца с его 44 падежами или бывалого абхазца с их 58 согласными или матёрого эскимоса с их 63 формами настоящего времени довести до истерики и слёз.

Приветствуются также иные предложения по реформированию русского языка. Как в комментариях, так и через сайт Antony.work.

Подписывайтесь, чтобы узнать о других идеях изменить мир, а также быть в курсе развития робототехники. В основном я занимаюсь роботами. Текстовые версии моих обзоров размещены на сайте Antony.work.