Найти тему
Marga: просто история

Первый бал Наташи Ростовой и ее неудачные платья

Не все помнят (я вот тоже, честно говоря, запамятовала), что первый бал Наташи Ростовой был балом новогодним и приходился на 31 декабря 1809 года.

"31‑го декабря, накануне нового 1810 года, le réveillon [сочельник],был бал у екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь."*

По одной из легенд, прототипом особняка, где проходил бал, был Дом Пашковых. Бальный зал в этом особняке выглядит вот так:

Дом Пашковых, Источник: Яндекс картинки
Дом Пашковых, Источник: Яндекс картинки

Но, как всегда, легенды если не врут, то преувеличивают. В данном случае врут. Дом Пашковых - в Москве, а наша Наташа ездила на бал в "известный дом", расположенный на Английской набережной в Петербурге. Какой именно, литературоведы назвать затрудняются, но указывают, что с большой вероятностью это мог быть особняк Александра Львовича Нарышкина, что на Английской набережной, 10. Особняк неоднократно перестраивался, да и сейчас, кажется, на реставрации.

Ту самую бальную залу нам, конечно, не увидеть... На 1810-е годы предпочтение в интерьерах все еще отдавалось классицизму. Хотя ампир постепенно вступал в свои права...Зала в доме Александра Львовича, вероятно, была декорирована в стиле классицизм. А это значит, светло, беленько, приятно...Никакой масштабной позолоты.

Весь интерьер выполнен, как мы видим, весьма выдержанном стиле. Определенная сдержанность была воспроизведена и в голливудской экранизации 1956 года. В советской экранизации 1967 года бал происходит в Большом зале (Светлой галерее) Екатеринского дворца в Царском селе...Барочно, золотисто, светло...Огромное пространство как бы намекает, что бал не у князя, а у императора! Как и два бала из современных экранизаций. Тот же прекрасный зал, но, увы, не тот... Размах первого Наташиного бала все-таки был поменьше. Это, как ни странно, сумели передать англичане в версии 1972 года (кадр не слишком хорош, качество записи вообще оставляет желать лучшего, но, я надеюсь, общую концепцию уловить можно: листайте галерею ниже).

Если бал режиссеры предпочли сделать более пышным, то... что же с Наташей? Как была одета девушка, выехавшая на свой первый взрослый бал?

По сложившейся традиции, обратимся к "Войне и миру":

Толстой описывает образ Наташи на первом в ее жизни серьезном балу детально, что большинству костюмеров почему-то не помогло.

"...на них двух [Наташе и Соне] белые дымковые платья на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже.*

Упоминается также, что у Наташи, согласно последней моде, был круглый глубокий вырез, а на ножках - белые атласные туфельки с бантиками.

Отдельного внимания заслуживает прическа Наташи.

"Волоса должны были быть причесаны à la grecque."*

У Наташи волосы были украшены розой.

Такая укладка была очень модной в начале 19го века, и Татьяне Берс - прототипу Наташи Ростовой в романе - на ее первый выход в свет уложили волосы именно таким способом.

"Julie велела парикмахеру причесать меня " à la grecque", как носили тогда на балах, с золотым bandeau (обручем) с приподнятыми буклями, а на шею надела мне бархатку с медальоном." (Мемуары Татьяны Берс)

Указанная прическа смотрелась бы примерно так:

В. Боровиковский. Портрет княжны Долгорукой. 1811, Источник: павлишак.рф
В. Боровиковский. Портрет княжны Долгорукой. 1811, Источник: павлишак.рф

А теперь обратимся к экранизациям.

Голливудский сериал 1956 года, где роль Наташи исполнила Одри Хэпберн, с образом героини немного промахнулся. Платье Наташи удручающе длинно и странно блестяще. Нет речи и о той розоватой дымкости, которая отличала бы наряд девушки.

Взгляните на платье Наташи в кадре. Не кажется ли вам, что танцевать в платье такой длины было бы, мягко скажем, не совсем удобно? А ведь в романе есть даже целая сцена, как перед балом горничные подкалывают Наташе платье, потому что оно очень уж длинно:

"Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки."
– Воля твоя, – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно! Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно. *

Кстати, укладка Наташи тоже не вышла по-гречески.

Куда больше внимания к платью проявили костюмеры в СССР. В советской экранизации 1967 года платье действительно отличается и "дымковостью" и даже бледным розовом цветом.

В черных волосах, как и положено, закреплена роза. Но в целом, волосы уложены по моде практически современной сериалу. Это совсем даже не "greque", а вполне скромная бабетта.

А сейчас, приготовьтесь...Самый провальный образ Наташи всех веков и народов среди всех. Как-то сразу становится понятно, что гугла в те времена не существовало, а режиссер и костюмер открыть роман не удосужились. Наверное, решили, что он большой, и никто из зрителей его тоже прочесть не смог.

Кадры из сериала BBC 1972 года будут несколько смазанными, но, к сожалению, запись не лучшего качества. Впрочем, на них вполне можно различить и диковатое серо-синее Сонино платье и желтовато-серое Наташино. Кому вообще в голову пришло, что русские девушки выезжали на свой первый бал в таких дико сияющих платьях из искусственной ткани? Вот они, представления о милых невинных созданиях 15 - 16 лет...

Роз в черных волосах тут, конечно, нет. Черных волос, впрочем, у Наташи тоже. Но импровизацию "à la grecque" соорудить здесь все-таки попытались.

В сериале 2007 года бал отметился большой пышностью...и простеньким серо-голубым платьем Наташи, пусть и с нужной "дымкостью" - легкой невесомой тканью поверх основной части наряда. Возможно, даже слишком простеньким для бала. Да, молоденьким девушкам украшения были не положены, но те же розы - в волосах и у корсажа, добавляли прелести юным красавицам.

Здесь у Наташи из украшений только серьги, да волосы заколоты чем-то неприметным. Уложены, кстати, не по-гречески, не по моде. Но на фоне предыдущей экранизаций этот образ утешает зрителя своей безыскусностью.

Последний образ в экранизации 2016 года интересен. Костюмеры сделали отступление от традиционной модели платья Наташи. Рукава-фонарики, столь характерные для всех предыдущих версий, были заменены ниспадающей тканью. Красиво, но крой для 1809 года нехарактерный. Тем более, что образ несколько портят тонкие лямки... Невольно возникает ощущение, словно прозрачную верхнюю "дымку" надели на советскую комбинацию (знаете, лет 30 - 40 назад носили, очень красивые шелковые...). Платье, кстати, бедной девочке длинно, и оттого порой возникает ощущение, что она не знает, что с ним делать. И ей в нем неудобно.

Интересно, почему здесь снова забирают волосы назад? Ну и роз снова пожалели. Одни борцы за экологию кругом:(

Ну что же тут скажешь...Образы Наташи на первом балу различны. Самым чудовищным, в чем я уже и не сомневалась, оказался английский 1972 года. Что режиссеру сделали юные русские барышни, остается только гадать...Платье в экранизации 1956 года Одри подходит мало. И смотрится, за счет блестящих пайеток (?) как-то...пожалуй, "дешево". В советской экранизации, в единственной, платью все-таки придают розовый оттенок...И это уже само по себе впечатляет. А уж то, что и розу к волосам прикололи...В последних киновариантах платья привлекают взгляд: одно - своей простотой, излишней, впрочем, для бала, второе - симпатичным видом, который, при ближайшем рассмотрении, оказывается не столь идеален.

*Толстой Л. "Война и мир".