Найти тему
Музей техники

Мотоциклы Российской империи: как это было

Доброго времени суток, дорогой читатель! Сегодня мы хотим начать цикл статей о мотоциклах . В экспозиции нашего музея техники Вадима Задорожного представлено большое количество мотоциклов и прообразов, начиная с самого начала. Мы хотим поделиться с вами историей и рассказать, как же мотоциклы стали тем, что мы наблюдаем и по сей день.
Пора окунуться в историю вместе с нами:)

Тае же мы решили устроить конкурс на ДВА билета в музей техники Вадима Задорожного, подробности в конце!
__________________________________________________________________________________________


Прообраз мотоцикла – «Самокатка Кулибина»
Первым прототипом современных мотоциклов и велосипедов является «самокатка», изобретённый ещё в конце ХVIII века выдающимся русским изобретателем Иваном Петровичем Кулибиным.

Хотя Кулибин создавал всего-навсего очередную «диковину», предназначенную для прогулок по аллеям парка, он поставил перед собой те же задачи, которые стоят и в наше время перед конструкторами автомобилей: сделать работу коляски плавной, обеспечить ее движение не только по ровным, но и по пересеченным дорогам и на подъемах.

Спереди рамы находилось сидение для двоих человек, за которым помещался стоя слуга. Он вставлял ноги в специальные «туфли», и, по очереди давя на них, запускал сложную систему рычагов, приводившую самокатку в движение.

-2

На ровной дороге для движения коляски с «конной» скоростью достаточна сила в 20 кг. На подъеме же в 5-6° или на булыжной мостовой при той же скорости потребуется втрое большая сила. Это увеличение можно получить, если слуга будет работать с большим напряжением или если скорость уменьшится. Кулибин выбрал последнее. От оси маховика усилие передается парой шестерен на продольный вал, вращение маховика и вала передается к одному из трех колец штифтов на барабане оси задних колес. Для этого шестерню на продольном валу можно передвигать. Колеса вращаются вдвое или втрое медленнее, соответственно получается и выигрыш в силе. Слуга нажимает на педали равномерно, не напрягаясь.

Храповой механизм дает самокатке «свободный ход», как у велосипеда. Когда «самокатка» идет под уклон или после разгона на ровной дороге, тяги скользят по зубцам храповика, слуга может отдыхать.

-3

Единственное переднее колесо не нужно катить на повороте, как колеса экипажа, достаточно лишь поворачивать его вокруг собственной вертикальной оси. Рулевой привод состоит из двух рычагов, тяг и обода, в котором установлено колесо. При нажатии на один из рычагов тяга поворачивает обод, а с ним и колесо вправо или влево. Рулевой привод автомобиля устроен почти так же.

Однако все эти хитроумные устройства не могли превратить самокатку в практически действующий самодвижущийся экипаж. Для его передвижения по булыжной дороге хотя бы со скоростью 10 км/ч требуется мощность около половины лошадиной силы (примерно 0,4 кВт). Один или два человека способны развить такую мощность, но очень недолго.

На протяжении конца XVIII и первой половины XIX веков изобретатели Франции, Германии, Бельгии предлагали различные варианты, так называемых мускульно-силовых транспортных средств (самокаты, беговелы, велосипеды). Инженеры в то время ещё искали пригодное для частого использования и надёжное двух колёсное (трёхколёсное) механизированное транспортное средство – мотоцикл.

29 августа 1885 года Готлиб Даймлер выехав за ворота своей мастерской на странной двухколёсной, немилосердно трещавшей коляске, оборудованной двигателем внутреннего сгорания, поставил точку в прообразе современного мотоцикла.

У Даймлера нашлись подражатели, заимствовавшие компоновку и некоторые конструктивные решения. А потом и сами начали вносить в устройство мотоциклов что-то своё.

Так, французская фирма «De Dion-Bouton» (Де Дион-Бутон) в 1899 году, всего через 4 года наладила серийное производство трициклов, оснащённых бензиновыми моторами. А до этого фирма выпустила несколько модификаций трициклов с паровыми моторами. Один из первых трёхколёсных паровых экипажей под названием Тип 1 был выпущен в 1885 году, буквально одновременно с мотоциклом Даймлера.

-4

В Царской России, после созданного Кулибиным собственной «самокатки», попыток создать мотоцикл не было. Основная ставка была сделана на развитие и производство велосипедов и самокатов. А бегающие по территории страны модели мотоциклов в основном были куплены заграницей, либо сделаны из деталей на отечественных ремонтных заводах.

Продолжение следует...
__________________________________________________________________________________________

Друзья, теперь поговорим о возможности выиграть два билета в музей техники Вадима Задорожного!
Условия будут максимально простые! Для этого необходимо посмотреть видеоролик и рассказать в комментариях, на каком мотоцикле сидит спикер?
Ролик можно посмотреть по данной ссылке:
---> youtube канал <---
или же просто посмотрев его тут!
Считаются комментарии и в статье и на официальном канале под данным видеороликом!

__________________________________________________________________________________________

В заключение хотим поздравить вас с праздниками и пожелать всего самого хорошего в наступившем году!
Спасибо за внимание и до новых встреч в
Музее техники Вадима Задорожного!