Найти в Дзене

"Песчинка" ода одной из вдов, похороненных заживо, спетая двумя художниками

Это очень нетипичный индийский фильм. В нём нету всего того, за что не любят индийское кино те, кто его честно не любит. Но он до глубины души пробирает ужасом перед старинной и долгой индийской традицией унижения вдов и... красотой. Красотой женщины. Красотой жизни. Это грустная ода о женской красоте, молодости и любви, которую слишком старательно стремились
Кадр из индийского фильма"Песчинка"
Кадр из индийского фильма"Песчинка"

Это очень нетипичный индийский фильм. В нём нету всего того, за что не любят индийское кино те, кто его честно не любит. Но он до глубины души пробирает ужасом перед старинной и долгой индийской традицией унижения вдов и... красотой. Красотой женщины. Красотой жизни. Это грустная ода о женской красоте, молодости и любви, которую слишком старательно стремились задушить.

Кадр из фильма "Песчинка"
Кадр из фильма "Песчинка"

В нём нету легкомысленности и лёгкости, пестроты буйства индийских узоров и контрастных расцветок одежд. Здесь сдержанная красота граничит со скромностью и простотой.

Здесь вся обстановка - нищая и роскошная - как оправа золотого кольца для бриллианта - молодой вдовы Бенодини.

Кадр из "Песчинка"
Кадр из "Песчинка"

Здесь удивительная Айшвария Рай умудрилась блистать без броского макияжа, без украшений, с простыми распущенными волосами - ладно-ладно, немножко кокетливых завитков в потоке длинных распущенных волос, как её упрямая и слегка капризная юность - и в тусклой хлопчатой белой одежде без каких-либо узоров.

Режиссёр Ритупарно Гхош сделал экранизацию сказочно красиво и не по сказочному печально.

Кадр из "Песчинка"
Кадр из "Песчинка"

Здесь все диалоги - красивым литературным языком, с особым смыслом. Столько смысла и грусти редко можно найти в индийский фильмах.

Здесь любовь и страсть сдержанно красивы, хотя вмещают в себя сколько-то обмана и предательства.

Здесь пронзительная и необычайно светлая история двух подруг - молодой и простодушной жены Ашалаты и приживалки-вдовы Бенодини, ставшей позднее любовницей её мужа. Страсть и боль двух женщин, влюблённых в одного мужчину, глубоки, но показаны без шумного и постыдного цирка. Хотя они обе любили его, готовы были пожертвовать всем ради его счастья.

Вдова и жена - кадр из фильма"Песчинка - внимание, эти женщины - подруги и разговор происходит в доме, наедине, когда мужа Ашалаты дома нет, поэтому молодая жена ходит с распущенными волосами!  По индийским обычаям - распущенные волосы только у незамужних девушек и у вдов, а жёны волосы собирают в косу или иную причёску.
Вдова и жена - кадр из фильма"Песчинка - внимание, эти женщины - подруги и разговор происходит в доме, наедине, когда мужа Ашалаты дома нет, поэтому молодая жена ходит с распущенными волосами! По индийским обычаям - распущенные волосы только у незамужних девушек и у вдов, а жёны волосы собирают в косу или иную причёску.

В фильме слишком много грусти и конец с заметным привкусом горечи, ибо главная героиня Бенодини - одна из множества жертв неприглядной индийской традиции хоронить вдов заживо. Но этот фильм - как ода памяти красоте, мечтам и молодости тех, кого уже сгубили.

Изучающие Индию ужасаются индийскому обычаю сати - когда вместе с трупом умершего супруга сжигают жену. Но взглядывающиеся дальше видят, что жизнь выживших вдов пугает не меньше сгорания заживо.

Кадр из "Песчинка"
Кадр из "Песчинка"

Потому что это уже не жизнь. Потому что в день смерти мужа положено снять навсегда все украшения и нарядиться в белые простые траурные одежды без узоров. Больше нельзя смеяться и танцевать, посещать праздники. Только простая постная еда до последнего её дня. Осуждение семьи, ради блага которой женщина прежде жила и старалась. Её прогонят как изгоя от общего дома. Заставят жить на полу. Не позволят приблизиться к чужой свадьбе, ибо появление вдовы на свадьбе - ужасно дурное предзнаменовение.

Потому что вдова - это уже только тень и пепел. Никто без мужа. Та, которая супруга не уберегла - в Индии очень сильно верят, что жизнь, здоровье, благополучие и долголетие мужа зависят от стараний и верности его жены.

Кадр из фильма "Песчинка"
Кадр из фильма "Песчинка"

История Бенодини, имеющей многозначительное прозвище Песчинка - немного ярче и светлей, чем могла бы быть у индийской вдовы. Красивая необычайно, да ещё и очень образованная Бенодини была слишком бедна, поэтому её отвергли студенты-аристократы Махендра и Бихари. А бедный мужчина, женившейся на ней, умер через год после свадьбы, оставив ей только нищий дом в захолустье.

По иронии судьбы, мать Махендры, сама вдова, пообщалась с добродушной молодой вдовой и была заворожена её дружелюбием и искренностью, умом и покладистостью, которой не было у юной жены Махендры. Забрала нищую вдову Бенодину в свой дом, помощницею и компаньонкой. В этом доме Бенодини не была изгоем, как обычно случалось с другими вдовами.

Кадр из "Песчинка"
Кадр из "Песчинка"

Бенодини быстро поладила и с молодой женою Махендры, и с подругой-вдовою матери Махендры, и с сыном второй, интеллектуальным и революционно настроенным Бихари.

Многогранная Бенодини каждого очаровывала по-своему. Юной Ашалате хотелось с кем-то поделиться переживаниями, но свекрови и мужу её эмоции и простые мысли были не интересны. Махендра через время узрел в компаньонке матери необычайно красивую женщину. Бихари полюбил болтать с Бенодини на философские, политические и гуманитарные темы. Матери Махендры Бенодини помогала по хозяйству и скрашивала тоскливые вечера.

Кадр из "Песчинка"
Кадр из "Песчинка"

Махендра погубил Бенодини или подарил ей каплю жизни, совратив её?..

Она не успела насладиться плотской любовью с мужем, да и тайное чтение писем Махендры - стихов и красивых сплетений слов и мыслей, на индийском и английском языках - привнесло красоты в её тихую и безрадостную особо жизнь.

Она, кажется, смогла покорить даже сердце принципиального Бихари, влюблённого в жену друга?..

Но в этой жизни и в этом народе вдовам запрещено было любить...

И мужчины Индии сами - и даже вроде революционно настроенный Бихари - многое потеряли, отказавшись впустить в своё сердце женщин, которые принадлежали кому-то ещё прежде. Отказав женщинам в праве быть красивыми для кого-то снова.

Очень многослойная сцена из кульминации "Песчинки" - воистину, что автор оригинала, Рабиндранат Тагор, что режиссёр Ритупарно Гхош - гениальные художники
Очень многослойная сцена из кульминации "Песчинки" - воистину, что автор оригинала, Рабиндранат Тагор, что режиссёр Ритупарно Гхош - гениальные художники