Найти в Дзене
Анастасия Миронова

Wow, у меня больше 15 000 подписчиков!

Тем временем, к концу года число моих подписчиков на Дзене перевалило за 15 000. Для сравнения, у Мика Джаггера на Ютьюбе 67 400 фолловеров!

Это я!
Это я!

Много это или мало для публициста в России - канал с пятнадцатью тысячами подписчиков? После массированной цензуры весной этого года даже и рассуждать не стоит: цензура есть и она стала жесточайшая, хотя до весенней череды блокировок Дзен цензурировал только изображения детей и темы о преступлениях против детей. Меня они около двух месяцев держали в блокировке, выйти из которой я смогла, только полностью удалив все свои посты. Все вообще. Теперь я пишу туда все чаще о том, что мне по-прежнему интересно, но что уже не лезет в мой ставший серьезным Фейсбук.

Тем не менее, именно Дзен сделал мне, что называется, год. Во-первых, Дзен, а уж потом Фейсбук, помог расширить аудиторию книжки "Мама!!!" про 1990-е годы. Если повезет, Дзен мог дать мне и 20, и 30, и 50 тысяч показов постов о книге. И аудитория моей книги сидит, конечно, скорее на Дзене, а не в Фейсбуке. Я это очень хорошо понимаю.

Пару раз мне говорили, что я, видите ли, сделала неумно, рассорившись с либеральным истеблишментом накануне выхода книги. Но это замечание сам не очень умно: либеральная тусовка ничего не дает, она еще никого не сделала большим писателем. Я задолго до своей книги поняла, что эта тусовка не влияет на рынок. Нет никаких потерь от расставаний с ними. Для моей книги точно.

А вот от Дзена есть реальная выгода - она дает аудиторию. Непередаваемые чувства, когда в круговорое случайных показов человек второй раз попадает на твою страницу, пишет, что узнал о книге, прочитал ее и ему понравилось.

Те, кто до весный успел на Дзене хотя бы до кармы в 65 дорасти и до аудитории в 5 млн пользователей, знают и другое непередаваемое чувство - когда у тебя охват текста 2,5 млн и 300 тыс. полных дочитываний серьезного критического обзора.

Мало у кого из наших публицистов были такие тексты. У меня были такие и раньше, с несколькими миллионами прочтений, я знаю, что это такое. Кроме Дзена сегодня ничто их не дает

Впрочем, и Дзен не дает. Но и так работает.

И для меня Дзен стал важнейшей площадкой в минувшем году. Потому что все самое важное я смогла сказать широко только там. Думаете, если бы я даже продолжала расцеловываться с "Новой газетой", мне бы либералы дали рассказывать десяткам тысяч о книге, где девочка представляет, как укокошат Ельцина, и где мать-одиночка плюет ветерану Афганистана в грудь? Не дал бы никто. А на Дзене я смогла.

Но и, конечно, дело Дмитриева. Я могу вам совершенно точно сказать: без Дзена карельский краевед Юрий Дмитриев встречал бы сейчас Новый год дома. Потому что нигде бы я больше не согла опубликовать огромный текст с кучей ссылок на фактуру. Разве что в ЖЖ. Но Дзен дает дополнительную аудиторию.

В истории с Навальным меня тоже выручил Дзен, когда пошла в Фейсбуке волна блокировок. А до того меня блокировали явно по науськиванию "Руси сидящей" - и мой ответ на Дзене был более чем важной сатисфакцией.

Ну и случай "Дома с маяком". Когда вся либеральная машина долбит тех, кто задает вопросы Лиде Мониаве, Дзен оказывается очень кстати. Мой пост о том, что самим инвалидам нужна не инклюзия, а дорогое спецобразование, был показан почти сотне тысяч человек, больше шести тысяч дочитали его до конца - никакая реклама "Таких дел" не может одни текстом собрать столько.

Вообще, этот год научил меня, что неважно, где опубликована информация или мнение - главное, что оно должно быть опубликовано. Я когда-то слышала эти слова от Эдуарда Лимонова. Лично, в личной беседе (все же, я очень немного с ними успела пообщаться. И, представляете, какая была глупая, если говорила с ним об этом?). Лимонов куда только ни писал и всегда говорил, что неважно, где сказано, важно, чтобы это было сказано в СМИ.

Я бы уточнила - важно, чтобы это было сказано широко

А другое открытие - в том, что все площадки важны и нужны. Абсолютно все. Нужна конкуренция и плюрализм. Нужны и Соловьев, и "Эхо", и ФАН, и RT, и Дзен, и Фейсбук. Везде есть цензура, есть хитрость и подлог. И любые, даже самые благородные люди, получив единоличное право распоряжаться свободой слова, неизменно захотят подогнать ее под свои интересы. Фейсбук банил меня за Навального, в Фейсбуке я не смогла опубликовать ряд постов о депрессии, эмигрантах, политкорректности. В ФАН я в этом году нашла пару очень важных фактов: об американском учредителе одного агентства суррогатного материнства из Петербурга и о доходах одного из либеральных гуру.

Это - второе главное открытие года. Конкуренция нужна, даже если в ней участвуют неприятные вам площадки. Потому что все должно быть написано и все должно быть высказано, а это возможно только при конкуренции.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Подписаться