Найти тему
Новости Кавказа GSAC

Армения в ожидании реформ

Гела Васадзе, Новости Грузия

В последний день председательства Болгарии в Европейском Союзе, посольство этой милой европейской страны в Ереване совместно с представительством Европейской комиссии в Армении, провело круглый стол на тему “Опыт грузинских реформ и борьбы с коррупцией для Армении”. Не уверен, что помню название точно, но это и не важно, думаю, тема понятна.

Конференция проходила в отеле Western Congress, и вот тут меня ждала первая неожиданность. Зайдя в холл гостиницы, я решил, что попал не туда. Совершенно новый интерьер объяснялся просто, в гостинице идет ремонт, причем ремонт почти не мешает постояльцам. Ну да, приходится завтракать у бассейна, так ведь летним утром это даже приятно, пару раз пропадал инет в номере, такое тоже бывает. В общем, учитывая масштабы реконструкции мелочи, на которые не стоит обращать особого внимания. На улице тоже реконструкция, реконструируют парк напротив отеля. Понятно, что это делают почти прошлые власти, говорят, нынешнего мэра Еревана Тарона Маргаряна скоро посадят, может и так, но даже если посадят, парк то останется. Вообще летний Ереван произвел на меня очень благоприятное впечатление, полный жизни ночной город, днем все-таки жарковато, горящий огнями сотен вкусных и веселых мест. Но это так, к слову, и раз уж мы говорим про реформы, давайте про реформы.

Начну с главного — Армения ждет реформ, вернее перемен, а перемены в общественном сознании ассоциированы с реформами, и прежде всего с теми реформами. которые были проведены в Грузии. Ещё весной 2016 года, будучи в Ереване почти от всех с кем разговаривал, от экспертов до таксистов, я слышал — нам нужны реформы, нам нужен свой Саакашвили. “Своего Саакашвили” Армения получила, рейтинг Никола Пашиняна, надежды, которые связывают с бархатной революцией сегодня не ниже, а даже гораздо выше тех надежд, которые связывало грузинское общество со своей новой властью осенью 2003 года. И это хорошо, огромный положительный заряд, присутствующий в армянском обществе сегодня является главным завоеванием и капиталом революции. Сейчас вопрос в том, как будет использован этот капитал.

Рискуя оказаться в положении Остапа Бендера, объясняющего шахматистам славного города Васюки о том, что такое дебют и, что такое идея, все-таки дам определение — что такое реформы. Реформы это комплекс мероприятий. направленный на оптимизацию работы институтов общества и государства, для минимизации рисков и повышения эффективности работы государственного аппарата. Вряд ли кто-нибудь станет с этим спорить, впрочем, давайте зададим другой, не менее важный вопрос — зачем властям реформы? Для любой власти в первую очередь стоит задача самосохранения. Более того, задача самосохранения стоит для власти и во вторую, и в третью, и во все остальные очереди. Таким образом считать реформы, а тем более непопулярные реформы самоцелью власти было бы слишком наивно.

Сразу же оговоримся, любые эффективные реформы это реформы непопулярные. На непопулярные реформы могут пойти только те политики, которые уверены в том, что или не потеряют власть, или если потеряют, то легко вернут. То есть или при авторитарной или почти авторитарной власти, впрочем случай с Грузией доказывает, что почти авторитарная власть обречена при реформах. Или при развитой демократии, как в случае со странами Восточной Европы. На сегодняшний день в Армении нет ни того, ни другого. С демократией все понятно, откуда ей быть. А вот, что касается авторитаризма, несмотря на то, что Пашиняну удалось полностью взять под контроль силовые структуры и даже начать проводить мероприятия, направленные на перераспределение рычагов реальной власти в свою пользу, последние полицейские операции именно про это, вопрос насколько удастся преодолеть сопротивление старой элиты пока остается открытым.

Следующий вопрос — с кем проводить реформы, точнее за чей счет их проводить. По своей структуре армянская элита больше напоминает украинскую, чем грузинскую. То есть если в Грузии представители крупного бизнеса стараются не лезть в политику и сразу же договариваются с властями, армянский бизнес политически активен по умолчанию. Правда, в отличие от Украины, политически активные олигархи Армении до бархатной революции полностью контролировались властью. Чем закончился такой контроль, мы знаем. Кроме того, значительная часть капитанов бизнеса в Армении представлена российскими предпринимателями армянского происхождения. То есть наименее зависима от внутренней ситуации в Армении. Если в случае с Грузией бизнес, в том числе и очень крупный поддерживал реформы финансово, кто-то с расчетом на будущее, а кто-то вынуждено, в Армении подобного ждать не следует. Пашиняну придется находить иные аргументы, что он в сущности и начал делать, предоставляя привилегии крупным компаниям. Насколько оправдана такая политика, покажет время, другой вопрос, есть ли у Пашиняна выбор.

Будет ли Европа финансировать реформы в Армении? Да, будет, в рамках договора о всеобъемлющем партнерстве СЕРА. Достаточно ли этого, в условиях существующей системы точно нет. Поможет ли Армении её стратегический союзник Россия, тоже вряд ли. Причин на то вагон и маленькая тележка, и они всем известны. Есть вариант привлечения инвестиций с помощью армянской диаспоры. Но для этого нужны кардинальные реформы, причем сначала реформы, а только потом инвестиции.

Ну и про коррупцию. Борьба с коррупцией это такой крючочек, на который всегда можно поймать тех, кто не устраивает власть. В период реформ это абсолютно необходимый механизм перераспределения власти и прочих . Поэтому с коррупцией бороться, конечно, будут, обязательно будут. Тем более, что в условиях когда коррупционные схемы были везде делать это легко и приятно. Уже борются.

Что касается реформ, может стоит провести прямо сейчас, то, что можно провести. Никто не мешает властям Армении создать систему электронных государственных сервисов, снизить налоги, не выборочно, а всем, упростить администрирование, отменить регуляции и ещё очень много хорошего. Да, ещё неплохо бы уничтожить коррупцию на бытовом уровне, это просто, тем более. что она сама стала самоуничтожаться. Но если не провести институциональные реформы, это не надолго. Надо бежать быстрее, советовал властям Украины Каха Бендукидзе весной 2014 года. Его не послушали и результат налицо. Властям Армении по части реформ сегодня надо бежать быстрее, ведь именно этого и ждет от народ, который привел их к власти.