Найти тему
Музыка и Жизнь

Взлёт Зигги Стардаста

Ziggy Stardust это вымышленный Дэвидом Боуи персонаж родом из начала 70-х. Дэвид Боуи вообще породил много персонажей, которые периодически то появлялись, то исчезали на сцене и в его песнях. Майор Том, Измождённый Белый Герцог и прочие странные люди бродили в его голове. Можно сказать, что и сам Боуи себя выдумывал и отождествлял с тем или иным своим творением.

Многие из нас представляют себе при фамилии Боуи совсем другого человека и музыканта -того, каким он стал уже в восьмидесятых, на волне поисков новых стилей. Когда он уже не играл рок-н-ролл и хард-рок, а экспериментировал с новой волной, индастриал, техно, электронной музыкой, авангардом и прочими далёкими от рока стилями. Но первый этап Дэвида Боуи целиком и исключительно роковый и хард-роковый и я вам настойчиво советую его послушать

В середине шестидесятых годов Боуи уже успел организовать собственную группу с названием Hype - хайп теперь модное слово. Затем работал сольно, но с одним и тем же набором музыкантов. В те времена он был беззаветно предан рок-н-роллу, что находило отражение в музыке. Однако только эта сторона его, как видно, не устраивала, поэтому и в музыку, и в тексты, и в сценические представления он подпускал элементы театра. Получилось то, что позже назовут термином глэм-рок, но все остальные глэм-рокеры были лишь слабым подражанием внешне, поскольку у Боуи основа творчества лежала куда глубже. Ну и мелодист он был первостатейный. Большинство его композиций раннего периода, начиная с 1967 года звучат нарядно и весело. Вот типичный образец, смесь рок-н-ролла, кабаре и цирка, короткая, но очень насыщенная:

Тут чувствуется и английский юморок и прекрасный образец типично британского рока вроде групп The Kinks и The Who. Первый же альбом Боуи 1967 года, который так и назывался David Bowie, был насыщен такими маленькими рондо и аллегро по полторы-две минуты. На альбоме их всего 14, а всего было записано аж пятьдесят три - все они вышли уже потом, на юбилейных изданиях. Видно, что музыканта распирало от творчества. Я, находясь в затруднении при описании стиля, в котором записан этот альбом, назвал его для себя "театральный рок" - по крайней мере так я его воспринимаю.

Однако уже следующий альбом Space Oddity ("Космическое Происшествие") вернул Боуи в лоно хард-рока. В некоторых композициях мелодического, в некоторых чрезвычайно жёсткого. И никаких театральных отступлений. Заглавная композиция пробилась в верхушку хит-парадов. Если характеризовать музыку, то это акустика вперемешку с электричеством, построенная на хард-роковых гармониках, иногда присутствуют виолончель и флейта. Периодически появляются длинные и довольно виртуозные гитарные соло, который сопровождают акустический гитарный бой на двенадцатиструнной гитаре.

И всё-таки этот альбом получился очень неровным. Настораживало, что десятиминутные композиции чередуются с двухминутными - безо всякого на то основания, словно просто заполнялось пустое место. Тексты были довольно заумными и иносказательными, мелодии были, но не в больших количествах. В общем не совсем понятно, что именно хотел показать Боуи такой интерпретацией хард-рока, это стало понятно только, когда он выпустил следующие два альбома, с которых и начался взлёт образа Зигги Стардаста

Первый альбом назывался The Man Who Sold The World - "Человек, который продал Землю" и вышел в 1970 году. То-ли находясь под влиянием, то-ли параллельно, но на этот раз музыкальная основа мигом навевала ассоциации с Led Zeppelin и Black Sabbath. Тяжёлые блюзовые номера сменялись вполне спокойной лирикой. Тексты были навеяны Лавкрафтом, Кафкой и Ницше. Появились и антивоенные мотивы - но это было тогда модно в музыкальных кругах, нельзя было не написать песню, критикующую военную агрессию

Заглавная композиция повлияла на огромное количество музыкантов следующих поколений. включая, как это ни удивительно, панков. Из самых заметных каверов, конечно, кавер-версия этой композиции, исполненная Нирваной. Однако и на этом альбоме Боуи, найдя звук, никак не мог вернуться к мелодическому разнообразию. Прорывным в этом плане стал следующий альбом - Hunky Dory, выпущенный в 1971 году. В промежутках между этими двумя альбомами Боуи успел съездить в Нью-Йорк и провести какое-то время в компании художника-авангардиста Энди Уорхола с музыкантами The Velvet Undegruond, в том числе. Он был сильно вдохновлён вообще принципам, по которым работали Лу Рид и компания, их музыкальным трактовкам. Сам Боуи был уже полностью готов натянуть на себя свой первый образ - образ Зигги Стардаста - андрогинного космонавта с кислотным оранжевым причесоном, макияж в виде молний на лице и отпадные сценические костюмы дополнили картину

Интересно, что Боуи был предельно честен со зрителями в своих песнях, предупреждал их в текстах о будущей смене образа и музыкальной парадигмы от альбома к альбому.

Музыка этого альбома - уже окончательный хард-рок и по звуку, и по манере исполнения и даже по поведению на сцене. Акцентированная рифовая подача и ударный припев. Хотя сам Боуи не расставался даже на сцене со своей двенадцатиструнной гитарой, вторым человеком в канве был Мик Ронсон - прекрасный виртуоз на электрогитаре. Его соло в те времена делают чуть-ли не половину музыки всего Боуи, особенно это заметно на сцене в этой любительской записи в каком-то клубе:

Прекрасное владение на этом альбоме блюзовыми гармониками не должно никого обманывать. Дэвид Боуи отнюдь не был апологетом музыки в стиле рок и блюз, он всего лишь следовал музыкальной тенденции. Как он сам тогда же и признавался - ему надо было быстро стать звездой рок-н-ролла, чтобы заработать много денег и потом уже, с капиталом, заниматься другими вещами и экспериментами, которые ему нравятся. Сам же Боуи потом, повзрослев, неоднократно жалел о своих воплотившихся юношеских мечтах. Образ звезды рок-н-ролла сильно мешал ему жить дальше и заниматься тем, чем он хочет. Люди хотели видеть его в прежнем образе и образ тянул его назад.

Несмотря на некоторое двуличие - приходилось играть музыку, которую играть не собирался - Боуи настолько глубоко проникал в созданные собой образы, что прирастал и действительно превратился в рок-звезду Зигги Стардаста, автора множества талантливых рок-песен, которые покорили половину планеты за пару лент

Мысль, которую я хотел донести в статье, заключается в следующем. Дэвид Боуи не был рок-н-ролльщиком в полном смысле, он был вообще в стороне от жанров. Может быть он был над ними. Но, когда ему понадобилось или захотелось, он без усилий влез в образ рок-звезды, раскрутился там (Взлёт Зигги Стардаста) и остался там навсегда в сердцах поклонников рок-музыки именно в этой ипостаси. Для оценки влияния Боуи на популярную музыку, этот период его творчества надо вспомнить обязательно. Хотя бы потому, что рок-н-роллы, написанные Боуи за эти три года действительно высококлассные.

Уже на следующем альбоме, "Взлёт и падение Зигги Стардаста и Пауков с Марса" в 1972 году Боуи официально убьёт и образ и самого Зигги Стардаста, спев в финале альбома мощную песню Rock-n-roll Suicide ("Рок-н-ролльное самоубийство") и радикально сменит музыкальную парадигму. (Этот альбом. апогей хард-рока от Боуи достоин отдельной статьи и она будет написана)

А пока он ещё до сих пор летает в космических пространствах, ищет жизнь на Марсе и обращается к мистическим текстам Аллистера Кроули и фэнтези Лавкрафта, продлжая выступать в космических костюмах, с огненным хаером и молниями на лице