В СССР бы такой журнал - «Техника молодежи», невероятно популярный в своё время, ибо был невероятно дерзкий. Как правило, это футуристическая обложка, и невероятная тема, что-то типа: «В небе ротоплан», «О, эта загадочная луна»...
«Техника молодежи» за март 71 года выходит под заголовком «Вот мчится поезд реактивный».
За год до этого на Калининском вагоностроительном заводе, на базе электрички ЭР22 создают первый в СССР реактивный поезд. Предпосылка к созданию такого необычного поезда банальна - на тот момент в СССР ещё не было локомотивов, способных разогнать испытуемый вагон до высоких скоростей. А задача партией и правительством была поставлена чётко - разработать отечественный электропоезд с конструкционной скоростью 200 км/ч!
Инженерам предстояло найти какой-то вид движущей силы, при котором ни одна из тележек поезда ни была бы инициатором этого движения. Ведь ведущие колесные пары - дают искажения.
За дело принялись с энтузиазмом. Было решено установить на железнодорожный вагон двигатель от самолета!
Для испытаний задействовали вагон электрички ЭР22, по сути это та же ЭР2, только с 3-м тамбуром посередине, были и такие.
Вариантов выбора авиадвигателей особо не было: требовалось использовать что-то серийное, и выбор тогда пал на двигатели АИ25 от самолёта ЯК40.
На Калининском Вагоностроительном Заводе (Нынешний Тверской вагоностроительный завод ТВЗ)изготовили обтекатели и смонтировали в кузове оборудование для работы реактивных двигателей. С 71 по 75 год получившийся скоростной вагон-лабораторию используют для опытных поездок.
В феврале 1972 года была достигнута рекордная по тем временам скорость для железных дорог колеи 1520 мм - 250 км/ч! Результаты исследований помогли инженерам при создании знаменитого электропоезда ЭР200,
После запуска ЭР200 в 75 году необходимость в «реактивной электричке» отпала, её вернули назад на завод, где за ней особо никто не следил. За 30 лет она пришла в упадок, была не раз разграблена, и в конце концов разрезана на металлолом.
Единственное напоминание об этом необычном эксперименте - стела в честь 110-летия Тверского вагоностроительного завода, сделанная из носа того самого космического вагона.