Найти тему
SsVMedia

Реактивная электричка в СССР

В СССР бы такой журнал - «Техника молодежи», невероятно популярный в своё время, ибо был невероятно дерзкий. Как правило, это футуристическая обложка, и невероятная тема, что-то типа: «В небе ротоплан», «О, эта загадочная луна»...

Журнал "Техника молодежи"
Журнал "Техника молодежи"


«Техника молодежи» за март 71 года выходит под заголовком «Вот мчится поезд реактивный».

-2

За год до этого на Калининском вагоностроительном заводе, на базе электрички ЭР22 создают первый в СССР реактивный поезд. Предпосылка к созданию такого необычного поезда банальна - на тот момент в СССР ещё не было локомотивов, способных разогнать испытуемый вагон до высоких скоростей. А задача партией и правительством была поставлена чётко - разработать отечественный электропоезд с конструкционной скоростью 200 км/ч!
Инженерам предстояло найти какой-то вид движущей силы, при котором ни одна из тележек поезда ни была бы инициатором этого движения. Ведь ведущие колесные пары - дают искажения.
За дело принялись с энтузиазмом. Было решено установить на железнодорожный вагон двигатель от самолета!
Для испытаний задействовали вагон электрички ЭР22, по сути это та же ЭР2, только с 3-м тамбуром посередине, были и такие.

Электропоезд ЭР22
Электропоезд ЭР22

Вариантов выбора авиадвигателей особо не было: требовалось использовать что-то серийное, и выбор тогда пал на двигатели АИ25 от самолёта ЯК40.

Двигатель АИ25 от самолета ЯК40
Двигатель АИ25 от самолета ЯК40

На Калининском Вагоностроительном Заводе (Нынешний Тверской вагоностроительный завод ТВЗ)изготовили обтекатели и смонтировали в кузове оборудование для работы реактивных двигателей. С 71 по 75 год получившийся скоростной вагон-лабораторию используют для опытных поездок.

Вагон-лаборатория
Вагон-лаборатория

В феврале 1972 года была достигнута рекордная по тем временам скорость для железных дорог колеи 1520 мм - 250 км/ч! Результаты исследований помогли инженерам при создании знаменитого электропоезда ЭР200,

Высокоскоростной поезд ЭР200
Высокоскоростной поезд ЭР200

После запуска ЭР200 в 75 году необходимость в «реактивной электричке» отпала, её вернули назад на завод, где за ней особо никто не следил. За 30 лет она пришла в упадок, была не раз разграблена, и в конце концов разрезана на металлолом.

-7

Единственное напоминание об этом необычном эксперименте - стела в честь 110-летия Тверского вагоностроительного завода, сделанная из носа того самого космического вагона.

-8