История гуннов до сих пор полна тайн. Азиатский народ, направившийся к далекому Риму через половину известного тогда мира. Великая армия, покорившая всех варваров, разрывавших на части слабеющую Римскую империю. И куда исчезли гунны после смерти своего грозного вождя Аттилы? И, конечно, всем интересно, где покоятся огромные сокровища, награбленные этими неустрашимыми всадниками.
Племена гуннов или тех, кого позже стали называть таким словом, обитали в степях Центральной Азии в тысячах километров от Рима. Древние хроники сообщают об их культуре, что «они не строят домов и не обрабатывают земли, живут в шатрах, уважают старших и в установленное время года собираются, чтобы упорядочить все свои дела». Подобное о гуннах писал и римский историк Аммиан Марцеллин: «Они кочуют по горам и лесам, никто у них не пашет и не касается сохи. Питаются они кореньями диких трав и полусырым мясом всякого скота». Возможно, Аммиан по традиции многих римских историков и преувеличивает. Гунны были скотоводами и наверняка могли умело мясо приготовить.
С конца III века до нашей эры гунны стали совершать регулярные набеги на северо-западные границы Китая. Один из их предводителей, Модэ, сплотил свое племя, покорил часть соседних народов и после одержанных побед заставил императора Китая заключить с ним «договор мира и родства», по которому империя практически выплачивала гуннам дань. Только, как это часто случается, после того, как сильный лидер Модэ умер или кто-то ему «помог» умереть, племена не смогли удержать единство и последовавшие междоусобицы развалили единую силы на несколько враждующих кланов.
Следующий расцвет гуннов пришелся уже на 434 год нашей эры, когда армии гуннов достигли Дуная и вторглись в пределы Римской Империи, осадив Константинопль. В это время и произошло появление Аттилы, прозванного хроникистами Восточной Империи «сыном Дьявола, посланного наказанием за наши грехи».
Аттила внушал страх не только европейским народам. Перед ним дрожали его собственные армии, где он навел железную дисциплину и боевую выучку. К тому же гунны по тем временам владели передовой тактикой ведения боя. Они изматывали силы врагов неожиданными и быстрыми атаками, прежде чем втянуть в основное сражение, окружив со всех сторон и сея панику в их рядах. Их отвагу и военное мастерство отмечали и современники, часто не забывая добавить, что гуннов ведут самые темные силы мироздания. Готский историк Иордан утверждал, что «они побеждали не столько войной, сколько внушая величайший ужас своим страшным видом. Их образ пугал своей чернотой, походя не на лицо, а на безобразный комок с дырами вместо глаз. При человеческом обличье они живут в звериной дикости».
Неизвестно точно, сознательно ли гунны начали кочевать на запад. Сложно предположить, что они никогда не слышали о богатых западных землях, живя на землях, где шли торговые пути с этими странами. Как бы там ни было, степняки двинулись на римские земли, покоряя, ассимилируя или истребляя все народы на своем пути. В 375 году гунны перешли Дон и прошлись по землям до самых Карпат, разбив готов и аланов. Историки тех времен указывают на «страшные истребления и опустошения». Жалостью к поверженным врагам гунны не отличались. Примерно тогда в европейских хрониках их и стали называть «бичом Божьим».
Гунны прошлись по Римской империи огнем и мечом. Восточная Империя смогла откупиться огромными суммами золота, и тогда Аттила повернул дальше, на Западную Римскую империю, вознамерившись награбить еще больше.
В начале 451 года гуннская армия двинулась вверх по Дунаю и дальше на север вдоль берегов Рейна и в Галлию. На своем пути они разрушали все города и села, вырезая местное население без всякой пощады. Потрясенная Римская империя не могла противостоять в одиночку такому врагу. Полководец Аэций Флавий собрал под свои знамена племена варваров, которые считались врагами империи. Однако перед лицом истребления гуннами они объединились. 21 июня 451 года на Каталаунских полях Рим встретил Аттилу всеми силами. Хроники империи рассказывают, что битва была чудовищной, лютой и кровавой. Семь дней гунны пытались расправиться с защитниками, прежде чем не были разбиты. Аттила признал поражение и отступил, увозя с собой все награбленные сокровища.
Через год он вернулся с еще большей армией, опустошив Галлию и вторгшись в Италию. Больше сил сопротивляться у Римской Империи не было. Рим готовился к отчаянной защите собственных стен, но его спасло чудо. В этот раз вместо гусей Рим спасла девушка. Новая жена Аттилы, юная девушка Ильдека, дочь покоренного вождя бургундов, заколола его в постели, отомстив за отца и племя.
Гунны оплакивали своего вождя и похоронили его с небывалой роскошью. Считается, что его могила находится на дне реки Тисы. Великий вождь покоится в тройном гробу – железном, серебряном и золотом. Вместе с ним гунны утопили в реке богатые сокровища, а потом перерезали всех рабов, рывших могилу. Никто не должен рассказать, где покоится Аттила.
О сокровищах, которые гунны награбили в походах, ходит немало слухов. Многие уверены, что большая их часть спрятана в землях последней итальянской резиденции Аттилы – Бибионе. Лишившиеся правителя и лидера, гунны больше не могли продолжать войну с Римом, и отступили, спрятав сокровища, рассчитывая вернуться за ними позже.
Однако Бибион, находившийся в прибрежной полосе Адриатического моря, как и ряд других древних морских портов, оказался затоплен в связи с общим подъемом воды Средиземноморского бассейна. Бибион оказался потерян, его точное местоположение неизвестно, и многие археологи-подводники мечтают его найти.
Ближе всех к разгадке тайны Бибиона подступил профессор археологии Фонтани. Он тщательно изучил путь гуннских завоевателей по древнеримским дорогам из Равенны в Триест через Падую. Там он обнаружил одну из подсказок, где можно искать город. Древняя дорога обрывалась, утыкаясь в одну из лагун Веницианского залива. Чувствуя, что близок, профессор стал опрашивать местных жителей, узнав еще больше интересных подробностей. Жители ближайшей деревеньки для своих домов доставали камень из моря. Иногда вытаскивали даже целые обработанные блоки. Рыбаки хвастались даже дополнительным заработком – море не раз вымывало древние монеты, которые потом за вознаграждение они передавали в музей. Все они датированы первой половиной V века.
Фонтани собрал группу опытных аквалангистов, котоыре обследовали довольно большой участок залива вокруг лагуны. Там, на дне, они нашли стены и остатки сторожевых башен крепости, лестницы и части различных построек. Аквалангисты извлекли с морского дна много римских монет, античную утварь и даже погребальные урны с прахом. Никто уже и не сомневался, что там лежат развалины древнего города. Однако что это за город, доказательств еще нет. Никто не может точно сказать, что найден именно Бибион. Не найдены там и следы сокровищ Аттилы.
Огромные богатства, спрятанные гуннами в земле все еще ждут своего искателя, как и могила этого легендарного вождя, подчинившего себе половину мира. Сколько же сокровищ было награблено, никто не знает точно, но учитывая амбиции Аттилы, с уверенностью можно сказать, что немало.