Найти в Дзене
РИА "Курск"

Революция на экране

В этом году исполняется 92 года с момента выхода на широкий экран фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Снят он был в 1925 году, в январе 1926-го состоялась московская премьера, а затем началось его триумфальное шествие по Европе и Америке: премьера в Берлине с музыкой Эдмунда Майзеля (в 1976 году картина была переозвучена музыкой Дмитрия Шостаковича), признание лучшим фильмом года Американской киноакадемией, приз на всемирной выставке в Париже.
Не изменилась его оценка и впоследствии. В 1958 году по результатам международного опроса кинокритиков в Брюсселе 110 голосами из 117 он был признан первым в числе 12 лучших фильмов всех времен и народов, а в 1978-м стал первым среди ста лучших фильмов по опросу киноведов мира. И уже в наше время — в 2010 году — по версии английского журнала «Empire», в списке «100 лучших фильмов мирового кинематографа, снятых не на английском языке», «Броненосец «Потемкин» расположился на третьей строчке, пропустив вперед лишь «Семь самураев» Акиры Куросавы (1954) и «Амели» Жана-Пьера Жене (2001).

-2

«Чистое искусство» пропаганды

Вспоминая шедевр Эйзенштейна в Год российского кино, отметим, что он имеет самое прямое отношение и к Курску. Дело в том, что непосредственное участие в его создании принимал уроженец Льгова, автор стихотворной книги «Курские края», известный советский поэт Николай Асеев. Вместе с собратом-футуристом Сергеем Третьяковым Николай Николаевич является автором титров к знаменитому фильму, что в эпоху немого кино являлось аналогом диалогической части сценария. Таким образом, наш земляк, по сути, «озвучил» легендарный фильм.
В 1926 году в журнале «Огонек» был напечатан очерк Николая Асеева «Как снимался фильм «Броненосец «Потемкин»», в котором автор, рассуждая об отсутствии у нас кинозвезд мирового масштаба, в то же время отмечает неоспоримые достоинства фильма уже на фактурном уровне: «Правда, у нас нет Фербэнкса и Пикфорд, Валентино и Чаплина, но у нас есть такие мощные матросские торсы, по сравнению с которыми дряблыми кажутся натренированные мышцы Дугласа».
Но, помимо того что это одно из наиболее образцовых произведений кинематографа, это еще и высшее достижение в области пропаганды — наглядная иллюстрация для ленинской мысли «о самом важном из искусств». В том, что создатель «Александра Невского» и «Ивана Грозного» — непревзойденный агитатор широких масс кинематографическими средствами, спору нет, но именно здесь, в «Броненосце «Потемкине», он создал образец кинопропаганды в чистом виде.
Да так, что это признали даже самые ярые идеологические противники. Вот как о творении Эйзенштейна высказался на встрече с кинематографистами 28 мая 1933 года министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс: «Это чудесный фильм. С кинематографической точки зрения он бесподобен. Тот, кто не тверд в своих убеждениях, после его просмотра, пожалуй, даже мог бы стать большевиком. Это еще раз доказывает, что в шедевр может быть успешно заложена некая тенденция. Даже самые плохие идеи могут успешно пропагандироваться художественными средствами».
Главной же идеей данного фильма, его сверхзадачей является, конечно же, создание образа революции.
Вначале он замышлялся как фильм о революции 1905 года, и в первоначальном сценарии Нины Агаджановой восстание на броненосце «Потемкин» было лишь одним из эпизодов. Однако в связи с тем, что отведенного срока на съемки явно не хватало, на основе именно этого эпизода режиссер предложил выстроить весь фильм.

-3

На экране и в жизни

В целом «Броненосец Потемкин» повлиял не только на сам кинематограф, но и на реальную жизнь. В частности, одесская лестница, на которой снимался один из центральных эпизодов картины, стала известна на весь мир благодаря именно фильму, приобретя название Потемкинской. При этом вся сцена расстрела мирных граждан от начала и до конца является выдумкой режиссера. О том же, что происходило в реальности, можно узнать из хроники, взятой из тогдашней одесской газеты:
«События идут с головокружительной быстротою. Забастовки, имевшие до сих пор в Одессе мирный характер, приняли 13 июня небывалое боевое настроение и выразились в целом ряде столкновений — рабочих с войсками и полицией. Начались столкновения 13 июня на Пересыпи. В тот же день вечером толпа на Пересыпи остановила движение поездов, как конных, так и паровых, курсирующих на лиман. На другой день настроение населения, в особенности рабочих кварталов, сделалось еще более напряженным. Толпа заполнила центральные улицы, заставляя закрывать магазины и мастерские и приостанавливая движение конки. В некоторых местах были устроены баррикады из перевернутых вагонов конок, омнибусов, досок, кирпичей, камней и т. п., которые таскали из мест, где производятся постройки. В половине десятого вечера того же дня на Соборной площади, недалеко от собора, раздался взрыв динамитной бомбы, брошенной в городового Павловского, который хотел арестовать молодого человека, несшего бомбу; от городового осталась бесформенная масса.
Сам же молодой человек, бросивший бомбу, скончался на руках врача «скорой помощи»…
Гораздо ближе к реальности воссозданы события на самом корабле. Как из искры пламя, именно из-за червивого мяса и разгорелось восстание с последующим убиением капитана корабля Голикова, лейтенанта Гиляровского, а также сакральной жертвы революции в лице матроса Вакуленчука, образ которого на экране воплотил знаменитый актер Александр Антонов. Он снялся более чем в 50 фильмах. Интересно, что в одной из своих ролей Антонов сыграл Игната Фомина, полицая из “Молодой гвардии”. Есть у революции начало!
Что же до влияния шедевра Эйзенштейна на мировое кино, то оно никогда не прекращалось. Так, итальянский режиссер, актер и писатель Паоло Виладжио (известный нашему зрителю, прежде всего, по комедии «Синьор Робинзон») в своей ленте «Фантоцци Второй Трагический» (1976) рассказывает о том, как некий начальник, являясь страстным почитателем великого фильма (пародийно названного «Броненосец «Котемкин» Сергея Эйзенштейна»), заставляет своих сотрудников каждый вечер после работы пересматривать и обсуждать этот фильм. Это привело к тому, что сотрудники взбунтовались и сожгли пленку. Но и это им не помогает — начальник заставил их самим переснять фильм, при этом главному герою Фантоцци выпала роль младенца в сцене с коляской.
Эта же сцена вошла и в фильм польского режиссера Юлиуша Махульского «Дежа вю» (1988), действие которого происходит в Одессе в 1925 году, как раз во время съемок фильма Эйзенштейна. Главные герои этой «черной» комедии случайно оказываются в эпицентре съемок на Потемкинской лестнице и случайно сталкивают с нее детскую коляску. Вот так, по «версии» Махульского, и родился один из наиболее известных кадров мирового кинематографа!
Однако наиболее удачным случаем цитирования великого фильма является, пожалуй, вышедший в 1996 году российско-белорусский фильм Геннадия Полоки «Возвращение «Броненосца». И это уже никак не пародия, а органичное вживание в одесскую атмосферу, переосмысление образов постреволюционной эпохи. Трагикомедия, которой наверняка не постыдился бы и сам Сергей Эйзенштейн.

Олег Качмарский