Найти тему
Журнал "Страна Игр"

Почему консоли от Google не будет

Слухи о том, что Apple или Google хотят выпустить игровое железо, всплывают регулярно. В 2013 году Google якобы работала над консолью с Android-играми. Сейчас речь идет о стриминге PC-игр: технологии, позволяющей наслаждаться самой современной графикой на очень слабом железе. Как PlayStation Now, только от Google.

Самое забавное в этих слухах – то, насколько серьезно их воспринимают в IT-прессе. К сожалению, энтузиасты технологий просто не понимают, как устроена игровая индустрия. В их представлении сам факт существования отличного железа или программного обеспечения уже достаточен для успеха, а игры и аудитория появятся сами собой. Наиболее характерный пример – Android-консоли, вроде NVIDIA Shield, способные выдавать графику “консольного уровня”. IT-пресса была уверена, что этого гарантирует успех. Что же касается историй о стриминге, то работы над PlayStation Now (в прошлом – Gaikai) идут уже десять лет, и счастливого финала не видно (конкурент, OnLive, и вовсе был закрыт). Но сама по себе технология всем нравилась – казалось, что это и есть будущее индустрии. Напротив, “слабая” Nintendo Switch якобы была обречена на провал, но почему-то вышло иначе.

Вполне возможно, что стриминг игр – это и будущее (хотя для начала стоит научиться надежно стримить прямой эфир телеканалов без задержки и подвисаний), но есть один нюанс. Это будущее смогут завоевать только компании, у которых есть прямой доступ к хорошему контенту и правильной аудитории. Netflix десять лет рассылала DVD с кино по почте, прежде чем переключилась на стриминг. Не было бы никакого Steam, если бы Valve не заставляла пользователей собственных игр регистрироваться в сервисе. У Google есть прямой доступ к Android-играм, верно, но означает и то, что гипотетическая платформа от Google будет предлагать опыт, неинтересный core-геймерам, и даже редкие единичные порты больших игр ничего не изменят.

Можно перечислить десятки провальных историй о попытках “выйти на игровой рынок” – от Nokia N-Gage (помните такой телефон?) до российской консоли GS Gamekit (она еще и может принимать спутниковый сигнал “Триколор”!). Общее у них одно: IT-компания делает в теории очень хороший игровой продукт, который в реальности абсолютно неинтересен геймерам. Google недавно взяла на работу Фила Харрисона – человека, успевшего поработать и над PlayStation, и над Xbox. Звучит неплохо, но опять же, ничего не говорит о том, что не получится второй сезон PlayStation Now.

Успешный стриминговый сервис, скорее всего, рано или поздно (когда и если будут решены технические проблемы) смогут сделать PlayStation и Xbox (хотя скорее они сделают – и уже потихоньку делают – подписочный сервис; вот это точно привлекательное предложение), Electronic Arts, Valve, Ubisoft. Даже Nintendo (во всяком случае, компания в этом заинтересована – на Nintendo Switch логично стримить игры с тяжелой графикой, и Capcom уже это делает)! Им есть что предложить аудитории.

Чтобы Google сделала продукт, действительно интересный геймерам, нужен эксклюзивный контент. Что для этого сделать? Да ровно то же, что Sony в девяностые и Microsoft в нулевые: вкладывать деньги в производство собственных игр, придумывать собственные Gran Turismo и Halo. На рынке стриминга кино и сериалов что Netflix, что Amazon занимаются тем же: не только берут на дистрибуцию чужой контент, но и делают собственный. Технология сама по себе не даст ровным счетом ничего. Другой вариант для Google – купить готовый игровой бизнес и построить стриминговый сервис на его основе. Нужно ли это Google? Вписывается ли это в линейку бизнесов компании? Очень сильно сомневаюсь.

Если взглянуть на историю слухов о планах Google и Apple, проще всего предсказать, что и в этот раз все закончится ничем. В конце концов, даже простенькая консоль для стриминга кино и запуска мобильных игр уже не нужна: в наши дни такие функции обычно встраиваются прямо в телевизор. Возможно, рано или поздно в него встроят и стриминг настоящих консольных игр. Если только не окажется, что это еще одна тупиковая технология.

Константин Говорун

Больше хороших текстов об играх – на сайте "Страны Игр"