Найти в Дзене

Вынужденные и неприятные диалоги. Правила диалога с трудными людьми

Оглавление

Чаще всего мы пытаемся избегать неприятных разговоров. Они портят настроение, заставляют чувствовать себя неловко. Где они чаще всего случаются? Как правило, на работе, то есть при общении с не самыми близкими людьми.

Мы можем многое высказать своим друзьям и договориться о чем угодно, но если это коллега по работе, все не так просто. А если этот человек еще и находится выше по должности, то неудобный диалог становится неудобным вдвойне. Как справляться с такими ситуациями? В данной статье представлены несколько советов, как облегчить для себя ситуацию.

Будьте мужественнее

Увольняя работника, пытаясь сообщить поставщику, что вы сокращаете заказы на 80%, говоря с деловым партнером о его неэтичном поведении или даже раздумывая о беседе со своим соседом о его лающей собаке, вы знаете: все эти ситуации вызывают неприятное беспокойство. Мы можем быть отвергнуты или атакованы, можем причинить вред другому человеку, а отношения могут пострадать.

Подобные разговоры требуют подлинного мужества. Если мужества не хватает, человек стремится либо проигнорировать трудный разговор, либо дождаться лучших времен. Однако для подобных диалогов его найти сложно. Зачастую лишь страх навязывает нам свое мнение.

Поэтому примите на себя обязательство поговорить с человеком. Соберите всю волю в кулак, продумайте, как могут развиваться события и идите в бой.

Будьте проактивны

Когда люди развивают свои навыки в трудных разговорах, они намного легче справляются с другими жизненными проблемами. Проактивный человек — это тот человек, который знает, что неприятного разговора не избежать и готовится к нему со всей тщательностью. Он не избегает диалога, не перекладывает эту ношу на другого. Можно сказать так: ему просто интересны трудности. Он не вовлекает негативные эмоции в разговор, а ищет лучший для обеих сторон выход из ситуации.

Такой человек не ввязывается в разговор ради разговора, он знает, зачем это делает и какое решение нужно предложить. Он также знает, что для того, чтобы не вступать в сложные разговоры, нужно чаще общаться с людьми, находить общий язык заранее, пока все не вышло из-под контроля.

Запланируйте разговор

Вы ведь не хотите, чтобы вами владели ненужные эмоции, которые, скорее всего, приведут к тому, что ситуация станет хуже. Выясните, когда у обоих будет время для длительного разговора. Не допускайте вмешательство третьих лиц.

Начните с фразы: «У нас с тобой будет трудный разговор, поэтому мне нужно, чтобы ты меня выслушал, не пытаясь делать выводы».

Будьте прямы и ясны

Иногда в попытке смягчить разговор или сделать его менее неприятным, мы стараемся быть дипломатичными и тактичными. Это может иметь негативные последствия. Такт важен, но нельзя чтобы из-за него вы остались непонятыми.

Скажем, ваш подчиненный хронически опаздывает. Стремясь быть доброжелательным, вы можете сделать общее декларативное заявление, вроде: «Для компании очень важно своевременно начинать рабочий день» или «Я полагаюсь на людей, которые находятся здесь в течение всего рабочего дня». А он может не воспринять это на свой счет из-за субъективной оценки происходящего или в силу какой-то другой причины. Поэтому будьте дружелюбны, но достаточно конкретны и жестки, если нужно.

Будьте конкретны

Вернемся к постоянно опаздывающему работнику. Если вы скажете: «Ты всегда опаздываешь», то такой формулировкой можете его обидеть, спровоцировать конфликт или увольнение. Лучше использовать факты, а не мнения или частичные наблюдения: «Пропускная система зафиксировала, что в течение всей недели ты опаздывал минимум на 15 минут. Что-то случилось?».

Цифры и факты могут злить собеседника, но вы будете оставаться полностью правым. И в нормальном диалоге, где обе стороны заинтересованы в разрешении спорной ситуации, они в любом случае будут более уместными, чем эмоциональные оценки или обвинения.

Отделяйте намерение от последствий

Намерения людей невидимы, поэтому не пытайтесь их угадать. Вместо этого сосредоточьтесь на последствиях поведения человека. Не говорите: «По-видимому, вы не понимаете, как важно приходить на работу вовремя», или: «Вы считаете, что ваше время ценнее времени других». Лучше: «Когда мы ждем вас 15 минут, то теряем общее время, к тому же снижается работоспособность».

Сместите перспективу с персональной вины на общую

Вместо того чтобы предполагать, что проблема — полностью вина другого человека, примите часть вины и на себя. Вы можете сказать что-то вроде: «Я должен был поговорить с вами об этом еще шесть месяцев назад. Возможно вы просто не понимали, насколько важно для нас придерживаться графиков». Помните, что если вы берете часть вины на себя, то и собеседник с охотой признает свою вину.

Золотые правила диалога с трудными людьми

-2

1. Перед любым контактом необходимо настраиваться, как настраивают инструмент перед концертом.

Займите устойчивое положение — сядьте или встаньте так, чтобы чувствовать опору, равновесие.

Говорите со взрослой позиции — только то, в чем уверены и что для вас важно, держите в голове, ради чего вы вступили в диалог.

Если есть вероятность, что вас будут провоцировать на эмоции, — найдите точку перед глазами или деталь одежды (или придумайте прикосновение), которые будут символизировать для вас устойчивость и равновесие.

2. Начиная трудный разговор с близким человеком, скажите вслух или про себя: «Я начинаю говорить для того, чтобы остаться в контакте, чтобы быть с тобой, а не для того, чтобы ссориться».

Помните, что диалог ведется не для того, чтобы выиграть сражение, а для того, чтобы синхронизировать позиции. При контакте с ребенком оставайтесь на уровне его глаз, прикасайтесь к телу. В конце сложного разговора обязательно скажите: «Я с тобой».

3. Окружающие люди имеют право нам не верить, нас не любить, не понимать и не соглашаться с нами — это придется пережить.

Правды субъективны. Ищите в диалоге праправду, изначальный объединяющий смысл, то, что находится за словами. Это возможно делать только в спокойном состоянии, черпая из ресурса спокойствия.

4. У каждого есть право на несовершенство, ошибки, заблуждения — это не отменяет изначального уважения к собеседнику.

Помните, что и вы можете быть неправы, позволяйте себе учиться. Уважение к нам собеседников и оппонентов начинается с уважения нас к самим себе.

5. У каждого свой язык и символьный ряд, своя скорость реагирования.

Сказанное и услышанное «просеивается» сквозь наши субъективные опыт и восприятие и рассеивается при переводе услышанных слов на свой язык.

Не бойтесь переспрашивать. Давайте время себе и собеседнику на «усвоение» и переваривание информации. Чаще говорите местоимения «я» вместо «ты» («я чувствую», «я обижаюсь», «я злюсь», «я думаю»).

6. Мы проецируем на собеседника свои мысли, чувства, непроявленные желания, и на нас, соответственно, проецируют.

Учитесь различать эти проекции и не позволять им влиять на самоценность.

7. Мы моментально понимаем тех, с кем живем на одной частоте.

Говорите на понятном языке, но не понижайте свою «частотность». Поднимайтесь до уровня более выстроенного собеседника и не опускайтесь до тех, кто пытается спровоцировать на «понижение».

8. С активно-агрессивными людьми нужно учиться вовремя уходить из агрессивного контакта, не принимать на свой счет обвинений.

Такие люди скрываются за общими фразами и местоимением «мы», находят наиболее уязвимые стороны.

При контакте с пассивно-агрессивными людьми — они предпочитают говорить за спиной, бросать слова вслед — старайтесь ставить в общении смысловые акценты.

Следите, чтобы чувства были проявлены. Не провоцируйтесь на чувство вины и гиперответственности, которые вырабатывают пассивно-агрессивные люди. После сложных контактов нужен отдых, перезарядка.

9. Не скатывайтесь до обсуждения личных качеств — говорите только о фактах и событиях.

Оценочность проявляется от бессилия как последний аргумент. Если диалог все же превращается в ссору и спор, становится совершенно разночастотным — включайте чувство юмора. Я в таких случаях вспоминаю фразу «Плесень размножается спорами. Не спорь с плесенью».

10. Наверное, самое главное, разговаривая с человеком, обращаться к его «высшей» части.

Стройте диалог из своей «зрелости» с его «зрелостью». Это обращение к «высшему потенциалу» помогает выйти на уровень вне травм, оценок, провокаций и стереотипных реакций.

Мысленно говорите собеседнику: «Я тебя вижу», «Мне важны твои мысли и твое присутствие, даже если я с тобой не согласен».

11. Важно уметь завершать диалог — «спасибо», «до встречи», любые слова, которые прозвучат искренне в эту минуту, уместны.

Анализируйте прошедшие диалоги, старайтесь извлекать из них уроки. Уверенный в себе человек спокойно говорит о том, что чувствует, чего ожидает, благодарит за контакт и диалог, умеет принять комплимент и сказать комплимент.