Оскар Густав Рейландер (англ. Oscar Gustave Rejlander, 1813, Швеция — 18 января 1875, Лондон, Великобритания) — фотограф, один из пионеров художественной фотографии, английский художник-живописец-прерафаэлит шведского происхождения. Создатель сентиментальных жанровых постановочных фотографий и изобретатель композитной (с использованием нескольких негативов) печати.
PS: В этой статье мы решили немного отойти от "секретного списка" Александра Медведева. По непонятной нам причине он не включил Оскара Густава в свой перечень, но мы решили что изобретатель фотомонтажа, селфи и один из родоначальников жанра художественного НЮ - достоин нашего внимания. Рейландер учился живописи в Швеции, а затем — в Италии. Он получил некоторую известность как портретист и литограф, изготовлял на продажу копии картин старых мастеров. Предполагают, что он побывал в Испании, а вернувшись в Италию, познакомился с молодой англичанкой, близкие отношения с которой позволили ему рассчитывать на переезд в Великобританию. Около 1841 года он поселился в Англии. Здесь он занимался живописью, с 1848 года регулярно представлял свои картины на выставке Королевской Академии художеств.
О своём знакомстве с фотографией Рейландер писал: «В 1852 я был в Риме и увидел фотографии с Аполлоном, Венерой и т. д. и т. п., я их купил и изучил. Я был рад возможности измерять относительные пропорции античных фигур в оригинале и на плоской копии. Это было мое первое осознанное знакомство с результатами фотосъёмки». В 1853 году Рейландер взял единственный урок по калотипии и коллодию у лондонского фотографа Николаса Хеннемана, который, по его словам, длился всего три с половиной часа, так как Рейландер торопился на поезд. Позже он недостатки в образовании пытался компенсировать экспериментами. Фотограф писал: «Я сэкономил бы себе год или больше, если бы счёл нужным внимательно изучить основы фотографии хотя бы за месяц»
Стимулом к практическим занятиям «художественной» фотографией стал спор с коллегой-художником. Оппонент утверждал, что фотография никогда не сможет создать что-либо подобное шедеврам Рафаэля, а Рейландер ответил, что сможет сам создать фотографическую «реконструкцию» «Сикстинской Мадонны». Неизвестно, закончил ли Рейландер этот опыт, но в Королевской коллекции сохранился его «этюд» — фотография двух детей, имитирующая ангелов у ног рафаэлевской Мадонны. Судя по году создания, указанному музеем (1857), это может быть более поздняя авторская копия, выполненная по заказу принца Альберта. Первый опыт комбинированной печати, «Групповой портрет из трёх негативов» 1855 года, был, по словам Рейландера, вынужденным решением. Фотограф не смог добиться, чтобы все три фигуры группового портрета были в фокусе одновременно, поэтому предпочёл снять три негатива, а затем совместить их в одном отпечатке. Идея монтажа пришла от досады, что фотограф не мог получить чёткую фигуру джентльмена, стоявшего позади дивана, на котором сидели две дамы. Он был недалеко от дам, но каждый раз его фигура получалась размытой на общем снимке .
Два пути жизни
Фотограф воспринимал эту композицию как дело всей своей жизни и наделял важной миссией в истории фотографии, он писал: «Во-первых, она должна была выдержать соперничество с представленными на выставке иностранными вещами. Во-вторых, я хотел показать художникам, сколь полезной может оказаться фотография в качестве подспорья для живописи — не только в том, что касается деталей, но и в подготовке совершенного эскиза, позволяющего оценить общий эффект прежде, чем приступать к исполнению картины. В-третьих, я хотел продемонстрировать гибкость фотографии и широту её возможностей, использовав для этого фигуры обнажённые и задрапированные, ясно вылепленные светом и почти растворяющиеся в тени. Наконец, я хотел доказать, что мой метод не ограничивает художника одним единственным планом, позволяя располагать персонажей и предметы на любом удалении и соблюдать при этом соответствующую удалению меру и степень отчётливости» — Майк Уивер. Художественные притязания. Территория изящных искусствРейландер и его жена создали эту работу, выполненную в академической манере многофигурную фотокартину-аллегорию, за шесть недель. Она отличалась огромным для того времени форматом 76,2 на 40,64 сантиметра. Разместить перед камерой модели и сфотографировать «живую картину» они не могли: фотоматериалы XIX века требовали длительной выдержки. Фотографы к 1857 году научились справляться с «шевелёнкой» в портретах, но не в многофигурных композициях. Одна из фотомоделей могла пошевелиться, чем испортила бы весь кадр. Поэтому Рейландер пошёл по пути монтажа, составив «полотно» из тридцати двух студийных снимков. Каждый из негативов стал одним из составных элементов общего отпечатка-позитива. Сначала он печатал фигуры первого плана, затем — фигуры заднего, при этом вёл сложные расчёты для установления пропорций между ними.
Оценка фотографии публикой и критикой
Рейландер впервые в истории Англии на фотографии «Два пути жизни» представил публике реалистичные фотографические изображения обнажённого тела (иногда его называют и родоначальником самого жанра ню). На выставке в Манчестере часть посетителей была возмущена «непристойностью» фотографий, но возражения вскоре утихли, после того, как стало известно, что сама королева Виктория купила «Два пути жизни» в подарок своему супругу принцу Альберту за 10 гиней.После Манчестера Рейландер с большим успехом выставлял картину в Лондоне и Бирмингеме. Критик лондонского издания «Photographic Notes» описывает фотографию как «великолепную… решительно наипрекраснейшую фотографию своего класса изо всех, когда либо созданных…». В менее либеральной Шотландии публичный показ фотографии «Два пути жизни» был запрещён, а затем разрешён, но только в отношении её «добродетельной стороны». Это решение было принято после бурных дебатов, значительная часть членов вышла из Шотландского фотографического общества в знак протеста, в 1861 году они основали Эдинбургское фотографическое общество. Левая сторона, с обнажёнными фигурами, была скрыта от зрителя занавесом.
Серия «Уличные пострелы» (1859—1871)
Отказавшись от постановочных фотомонтажей, Рейландер сосредоточился на жанровых фотографиях. Условно их можно разделить на две категории: сюжеты из жизни средних классов и сюжеты из жизни городской, пролетарской бедноты. Постоянной темой творчества Рейландера стали мальчишки лондонских улиц: беспризорники, оборванцы, нищие, шарманщики, продавцы газет и чистильщики обуви (англ. «Street Urchins», в интерпретации Сергея Морозова — «Уличные пострелы»). Сохранилось 15 фотографий этого цикла. Одна из них, самая первая, была сделана в 1859 году в Вулверхэмптоне, все последующие — в Лондоне, куда Рейландер перебрался в 1862 году. Косвенные свидетельства указывают на то, что последняя фотография цикла датирована 1871 годом. Самой известной работой цикла стал «Несчастный Джо» (англ. «Poor Jo»), впервые публично показанный в 1861 году. Рейландер никогда не объяснял, почему он выбрал эту тему. По мнению его биографа Стефани Спенсер, наиболее очевидными причинами были «живописность» сюжета и то, что Рейландер считал образ уличного беспризорника «типично британским», а потому мог рассчитывать на коммерческий успех у лондонской публики. Другой причиной было то, что образы уличных детей легко укладывались в рейландеровскую непринуждённую, юмористическую трактовку обыденных сюжетов. Коммерчески успешная фотография должна была быть, по его мнению, «занимательной».
Зритель XXI века может принять фотографии «пострелов» за документальные уличные снимки, но в действительности все они были сняты в студии Рейландера. Он искал сюжеты в повседневной жизни на улице, а затем воспроизводил их в студии, которая располагалась в доме 129 на Молден-роуд. Рейландер занимался жанровыми, портретными съёмками и эротической фотографией. В качестве моделей он использовал циркачек, беспризорников и проституток. Рейландер стал создавать фотографические повторения и вариации отдельных фигур и композиций из работ живописцев прошлого, пытаясь создать фотографический эквивалент живописи. Некоторые из этих фотографий он выставлял как произведения искусства (что для того времени было внове), некоторые использовал вместо этюдов для живописных композиций. Он применял метод «мокрой драпировки», увлажняя тонкую ткань и окрашивая её с помощью кофе. Рейландера интересовала техника создания неподвижного многофигурного снимка. Примитивность техники фотографа превращала эту задачу в трудный процесс. Выход он нашёл в соединении и наложении друг на друга нескольких негативов, что стало началом техники монтажа.
Некоторые фотографии Рейландера отличаются глубиной замысла и тонкостью исполнения. Среди них — фотография «Тяжёлые времена». Изображение плотника, его спящих жены и ребёнка совмещено на ней с другим, изображающим сцену с Марией, стоящей перед распятием Христа, негативом. Тема фотографии — душевные мучения отца, который оказался неспособен обеспечить средства к существованию своим близким.Позы и жесты персонажей в постановочных фотографиях Рейландер часто заимствовал у старых мастеров, но трактовка лиц свидетельствует о знакомстве со специальной литературой. Одним из источников вдохновения фотографа был трактат «О методе выражения страстей» французского художника и теоретика искусств XVII века Шарля Лебрена (1667).
Существуют многочисленные рассказы об изобретательности Рейландера. Для измерения экспозиции он, по одному из них, приносил в студию своего кота. Если зрачки того сужались в щёлку, то Рейландер применял самую короткую выдержку; если были раскрыты несколько больше обычного, то давал дополнительную выдержку, а если были расширенными до предела, то фотограф отказывался от съёмки и шёл на прогулку. Принято считать, что он является родоначальником целого жанра фотографии. В 2014 году «Автопортрет» Рейландера, считавшийся долгое время первым в истории селфи, был продан с аукциона за 70 000 фунтов стерлингов. Этот снимок был сделан в 1850-х годах и обнаружен в альбоме со старыми фотографиями. Позже был обнаружен ещё более ранний снимок 1839 года, сделанный Робертом Корнелиусом, однако многочисленные фотографии-селфи Рейландера позволяют говорить о нём как о родоначальнике жанра.
Оскар Густав Рейландер так же придумал новый тренд — фотографии, на которых голова человека отделена от его тела. Достигался эффект комбинированием негативов, путём долгой, утомительной работы в лаборатории. Этот вид монтажной фотографии стоил дорого и был весьма популярен во второй половине XIX века в Великобритании.Одним из подобных успешных снимков Рейландера была «Голова Святого Иоанна Крестителя на блюде» — отпечаток, сделанный с двух негативов. Фотография датируется широким промежутком времени между 1855 и 1860 годами (предположительно — около 1858 года).
Эта техника породила целый жанр фотографии:"Викторианский безголовый портрет" (англ. Victorian headless portrait) или просто безголовый портрет (англ. headless portrait), существовавший в Великобритании во 2-й половине XIX — начале XX века. На подобных фотографиях голова модели отделена от тела, часто натурщик сам держит её в своих руках. Хотя за этим жанром закрепилось название «безголовые портреты», именно голова на фотографии всегда присутствует, а тело может отсутствовать.
Большую коллекцию работ Рейландера собрал Дом-музей Джорджа Истмена в США, но самая большая коллекция произведений Рейландера хранится в Национальном музее медиаискусств в Брэдфорде. Также крупное собрание работ Рейландера принадлежит Национальной портретной галерее в Лондоне, в ноябре 2015 года она приобрела неизвестный до этого альбом мастера с большим количеством фотографий Рейландера. Этот альбом, предположительно, является личным собранием снимков фотографа, которые не предназначались им для продажи и публикации.
Больше работ мастера можно посмотреть тут: Oscar Gustave Rejlander. George Eastman House