«Следи за собой, будь осторожен», — пел незабвенный Цой, имея в виду, что нельзя расслабляться ни на минуту, поскольку мы не знаем, что ждет нас за углом, за поворотом. Недавно приключился со мной весьма забавный случай. Хоть и не очень приятный для нервной системы, зато интересный и для психологов, и для социологов.
Дело было так. Сел я в маршрутку, следующую из микрорайона С. в центр. Стал шарить по карманам в поисках монеты для оплаты проезда. Но вот незадача — а мелочи-то и нет — вышла вся! Я тогда за бумажник, а самой мелкой в нем оказалась тысячерублевка. Ну что поделаешь — какая ни есть, главное, что не фальшивая.
Даю водителю, а он: сдачи нет, ищите помельче! Вот эта странная фраза меня с ходу и озадачила: то есть сдачи нет у него, и потому искать должен я… Ну, сел я на сидение, еду, размышляю, книжку достал, недавно приобретенную именно для этой цели — чтения в дороге, — биографию знаменитого алхимика Николя Фламеля. Кстати, очень хорошие книги попадаются в киосках "Р---"— на любой вкус: и развлекательные, и познавательные, и, что важно, недорогие — почти по себестоимости.
Сижу, читаю: «Иди путем истины, прислушивайся к советам философов, писавших об этой тайне, но не воспринимай их слова буквально, так как не будет тебе от этого никакой пользы, а верь только тому, что соответствует Природе. Поэтому не забывай молиться Богу, чтобы он ниспослал тебе понимание разума, истины и естества…»
Но много прочесть не удалось, потому как водитель, обладая цепкой профессиональной памятью, вовсе не забыл про меня и через несколько остановок не преминул крикнуть в салон: «Мужчина, вы нашли мелочь на проезд?» Я говорю: «Нет, не нашел, только по-крупному». А он мне: «Ну тогда выходите!» Вот интересно: с какой стати я должен выходить, если плачу за проезд казначейскими билетами Госбанка Российской Федерации? Нет у него сдачи? Так чьи это проблемы — мои или его? На такие случаи нужно иметь на кармане достаточно средств, тем более что тысяча рублей не такая уж и крупная сумма. Посему отвечаю: «Да выходить мне пока не нужно — остановка не моя. А ты, мил человек, ежели хочешь получить за проезд — ищи сдачу, по сусекам да по закромам». Но надо полагать, что это весьма логичное предложение шибко ему не понравилось, потому как он сказал: «Тогда я вообще не поеду».
Вот эта фраза меня и расстроила. Чем именно? Да тем, что заложниками ситуации в один момент оказались все пассажиры маршрутки. Да ладно бы только я — хоть и сам спешил по делам, но они-то при чем? Но этот «субъект» за рулем — весьма юного, надо сказать, возраста, посчитал, что он вправе решать ситуацию именно так.
И мне стало очень обидно за человечество. Я, конечно, не мог допустить, чтобы из-за недоразумения, случившегося со мной, страдали ни в чем не повинные люди, и пререкаться, доказывать, стоять на своем не счел возможным. Потому, не раздумывая, поднялся и направился к выходу. Разум временно отошел на задний план и сработал рефлекс, вылившийся в ряд весьма неласковых и непечатных эпитетов в адрес субъекта за рулем.
Можно сказать, что, с одной стороны, история эта выеденного яйца не стоит — да мало ли таких историй? И обо всех, что ли, фельетоны писать? Но если посмотреть с другой стороны, то можно найти бездну интересного, как я уже говорил, и для психологов, и для социологов.
Мне говорят: то, что ты не сдержался, а обругал его, это даже хорошо! Потому что копить в себе негативную энергию, производимую подобными инцидентами, чревато для нервной системы. Но если в одном месте тебя обругали, во втором обсчитали, в третьем… Да еще в семье нелады, и на работе проблемы…
То выходит, что хамство как проблема из одной области плавно переходит в другую — из психологии в социологию. И в данном случае предметом нашего пристального внимания становятся водители общественного транспорта. Описанный случай, конечно, единичный, и потому не хотелось бы делать преждевременных обобщений — бросать тень на всех водителей, подавляющее большинство которых, я уверен, заслуживает всяческого уважения. Но ряд вопросов задать все же стоит.
Каково, например, у водителей с культурой? При приеме на работу проходят ли они соответствующие тесты? Получают ли они указания о том, как вести себя в тех или иных ситуациях или же вольны поступать по собственному разумению? В случае, если у водителя нет сдачи, вправе ли он высаживать пассажира? А ежели тот не выходит, разрешается ли водителю задерживать движение, тем самым игнорируя потребности остальных пассажиров? Кто знает, может, это производственная инструкция у них такая? Но поинтересоваться не помешает…
Олег Качмарский