Заранее благодарю если вы посетили данную статью. Если вы узнали что то новое, можете оставить свое мнение (лайк / дизлайк). Также вы можете подписаться на данный канал и отправить данную статью своим друзьям.
Противотанковое однозарядное ружьё образца 1941 года системы Дегтярёва (ПТРД) — советское противотанковое ружьё системы Дегтярёва, принятое на вооружение ВС СССР 29 августа 1941 года.
Предназначалось для борьбы со средними и лёгкими танками и бронемашинами на расстояниях до 500 метров. Также из ружья мог вестись огонь по дотам, дзотам и огневым точкам, прикрытым броней, на расстояниях до 800 м и по самолётам на расстояниях до 500 м.
Предшествующие события
Первые работы по созданию противотанковых ружей в СССР были начаты в начале 1930-х годов, во второй половине 1930-х годов они были интенсифицированы. 13 марта 1936 года был объявлен конкурс на проектирование противотанковых ружей калибра 20 — 25 мм и массой до 35 кг.
После анализа результатов конкурса 1936—1938 годов Артиллерийский комитет Главного артиллерийского управления РККА в ноябре 1938 года разработал основные критерии противотанкового ружья, отвечающего требованиям современного маневренного боя. Дальнейшие работы по созданию ПТР замедлило отсутствие подходящего патрона, однако уже в 1938 году был разработан первый образец 14,5-мм патрона.
В 1939 году начались испытания 14,5-мм ПТР системы Рукавишникова, одновременно с которыми в 1939 — 1940 гг. продолжались работы над 14,5-мм патроном. Однако отношение к ПТР у военных было неоднозначным, в 1940 году у руководства Наркомата обороны СССР возобладало ошибочное мнение о том, что танки противника будут иметь броню толщиной не менее 60 — 80 мм.
После начала Великой Отечественной войны, 23 июня 1941 года было принято решение возобновить работы над созданием ПТР.
История
В начале июля 1941 года И. В. Сталин поставил перед наркоматом вооружения СССР задачу в течение месяца создать эффективное, простое и дешёвое ПТР под полностью отработанный 14,5-мм патрон. К работе над созданием противотанковых ружей были привлечены оружейники Н. В. Рукавишников, В. А. Дегтярёв и С. Г. Симонов.
16 июля 1941 года 14,5-мм патрон с бронебойно-зажигательной пулей со стальным каленым сердечником был принят на вооружение РККА под обозначением «14,5-мм патрон Б-32».
Разработка ПТРД проходила в КБ-2. Рабочие проекты В. А. Дегтярёв и С. Г. Симонов завершили одновременно. У обоих конструкторов разработка и изготовление опытных образцов заняла по 22 дня.
Первый предсерийный образец ПТРД был изготовлен и направлен на испытания в середине августа 1941 года
Постановлением ГКО от 29 августа 1941 года противотанковое ружьё В. А. Дегтярёва было принято на вооружение Красной Армии.
Ружьё было очень технологичным в производстве, практически полностью могло быть изготовлено на токарных станках, поэтому массовый выпуск ПТРД был освоен раньше, чем серийное производство ПТРС.
Производство ПТРД было начато на Ковровском оружейном заводе, в конце ноября 1941 года производство ПТРД и ПТРС освоил также Ижевский машиностроительный завод (на который были доставлены чертежи, техническая документация и часть заготовок деталей), однако до начала 1942 года общий объём производства противотанковых ружей в Ижевске не превышал 20 шт. в сутки.
Серийное производство первых ПТРД было начато 22 сентября 1941 года, в октябре была собрана первая установочная партия — 50 ружей, всего в 1941 году было произведено 17 688, а в 1942 году — 184 800 ПТРД. Производство ПТРД было прекращено в декабре 1944 года, всего было выпущено 281 111 шт. ружей.
Первые 300 ПТРД в соответствии с директивой командующего Западным фронтом генерала армии Г. К. Жукова от 26 октября 1941 года прямо с Ковровского завода были направлены в 16-ю армиюгенерал-майора К. К. Рокоссовского, защищавшую оборонительные рубежи на волоколамском направлении к северо-западу от Москвы.
Первыми в бою ПТРД применили бойцы 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии РККА.
16 ноября 1941 года начальник артиллерии Западного фронта генерал И. П. Камера сообщил, что в районе Петелино и Ширяево огнём из противотанковых ружей были подбиты два танка противника, а в бою за станцию Луговая — ещё четыре танка противника.
В начале 1943 года в СССР по программе ленд-лиза были поставлены первые американские средние танки M4A2 "шерман", на испытаниях которых было установлено, что в результате обстрела бортов танка M4A2 из ПТРД патронами с пулей БС-41 (имевшей вольфрамовый сердечник) броня танка может быть пробита на дистанциях 500-100 метров (в зависимости от места попадания пули и угла встречи с преградой). Результаты испытаний стали причиной приостановки поставки танков модели M4A2 в СССР весной - летом 1943 года, а следующие танки "шерман", которые были приняты советскими представителями в конце ноября 1943 года уже имели усиленную броневую защиту.
Немецкие военные специалисты отмечали, что 14,5-мм ПТР доставили значительные неприятности не только для лёгкой бронетехники вермахта, но и для танков — для защиты ходовой части от выстрелов из ПТР на борта немецких танков и САУ пришлось навешивать дополнительные бронеплиты.
Для перемещения ПТР по глубокому снегу использовалась лыжная установка, автором которой являлся рядовой 3-й Ударной армии Ливанюк (установка получила высокую оценку специалистов Главного артиллерийского управления РККА и была рекомендована к использованию в войсках).
Весной 1944 года в 5-й гвардейской мотострелковой бригаде РККА было разработано приспособление для установки ПТР на автомашине, которое обеспечивало возможность стрельбы на ходу. После успешного завершения полигонных испытаний, устройство было разрешено к использованию в войсках.
В ходе войны ПТР применяли в качестве средства усиления противовоздушной обороны, для стрельбы по самолётам. При оборудовании стрелковых позиций для ведения огня по воздушным целям на бруствере окопа устанавливали деревянное приспособление наподобие рогатки, служившее упором для ствола ПТР. В некоторых случаях при обустройстве позиции для стрельбы по самолётам на удалении от линии фронта в качестве упора для ствола ПТР в землю вкапывали тележную ось или подходящий по высоте столб с тележным колесом - вращение колеса обеспечивало возможность наведения ствола ПТР по горизонтали. Существенный вклад в методы стрельбы из ПТР по самолётам внёс стрелок-бронебойщик 284-й стрелковой дивизии РККА Дмитрий Шумаков, в ходе Сталинградской битвы прошедший обучение на снайпера - он составил схемы стрельбы из ПТР по самолётам, которые стали использовать сначала остальные бронебойщики 284-й стрелковой дивизии, а затем другие части.
После окончания Великой Отечественной войны, ПТРД были сняты с вооружения Советской Армии, но оставались на хранении. В середине 1950-х — 1960-е годы некоторое количество находившихся на хранении ПТРД было безвозмездно передано со складов мобилизационного резерва Министерства обороны СССР в охотхозяйства Крайнего Севера, они использовались для охоты на китов.
В ходе войны в Корее капитан армии США William S. Brophy переоборудовал одно трофейное ПТРД в крупнокалиберную снайперскую винтовку под патрон 12,7 × 99 мм НАТО (ПТРД было оснащено стволом от 12,7-мм пулемёта Browning M2HB и оптическим прицелом Unertl). После войны это ружьё стало экспонатом в коллекции музея Национальной стрелковой ассоциации США.