Предусматривается переходный период с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. В конце этого периода пенсионный возраст правительство предложило установить на уровне 63 и 65 лет соответственно.
«Основные аргументы предлагаемой пенсионной реформы:
1. На сегодняшний день на двух работающих граждан нашей страны приходится один пенсионер.
2. Повышение пенсионного возраста позволит увеличить пенсии.
3. Продолжительность жизни растёт, и люди дольше остаются активными.
Третий аргумент отложим в сторонку, поскольку никто не выгоняет силком пенсионеров с работы, если они являются профессионалами с большим опытом работы и, если они сами того не пожелают (госслужащих в расчёт не берём).
Обратимся к пояснительной записке законопроекта.
«Согласно Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, основным принципом совершенствования формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера».
И далее: «Действующий порядок исчисления размера страховых пенсий в условиях негативной демографической ситуации приводит к неэквивалентности пенсионных прав застрахованных лиц и обязательств по выплате им пенсий. Наблюдается постоянный рост получателей пенсии на фоне сокращения численности лиц, за которых уплачиваются страховые взносы. Соотношение численности занятых по найму и численности получателей пенсии к 2025 году составит 1,04, в то время как сейчас оно составляет 1,12».
Одним словом, принятая Стратегия находится в противоречии с реальным положением дел. Отсюда можно сделать вывод, что Пенсионная реформа носит вынужденный характер и направлена на то, чтобы несколько стабилизировать плачевную ситуацию с финансами ПФР.
В принципе, учитывая тот факт, что средняя продолжительность жизни в нашей стране действительно возросла (72,5 лет), логично и повышение пенсионного возраста. В Европе, к примеру, средняя продолжительность жизни составляет 80 лет, а пенсионный возраст в среднем – 65.
Если придерживаться данных пропорций, то повышение пенсионного возраста в нашей стране не должно превышать 58-59 лет.
Следующее. Во Франции средний размер пенсии составляет примерно 70 тысяч рублей, в Германии – 73 тысячи рублей, в Дании – 120 тысяч рублей.
Примечательно, что Европа демографически также стареет. К примеру, количество пенсионеров в Германии сравнимо с количеством пенсионеров в России – 25% населения старше 65-67 лет. Причем, те, у кого стаж достигает 40 лет, имеют более высокие пенсии - до 2000 евро. Кроме жилья, в ежемесячные расходы немецкого пенсионера входит медицинская страховка, размером около 150 €, аренда гаража – 40-50 €, питание – 150-200€, и прочие мелкие расходы. На медикаменты и лечение пенсионеры Германии практически не тратятся – большинство покрывает страховка – тут и медицинские услуги, и необходимые лекарства, и даже сложные операции. Оставшиеся с пенсии деньги откладываются на счета в банке, плюс еще хватает на отдых – в «бюджетную» Испанию пенсионеры могут позволить себе ездить 2 раза в год. Плюс, путешествия по Европе.
Средняя зарплата в России в 2017 году составила примерно 35 тысяч рублей с учетом минимальной (9489 рублей) и очень высокой максимальной, которую имеют немногие люди.
Отсюда вопрос: насколько может быть повышена пенсия с учётом пенсионной реформы? Судя по этим цифрам – не намного.
Поэтому считаю, что пенсионная реформа предложена несколько преждевременно. Вначале необходимо создать экономические, социальные условия для перехода к реформе и, возможно, пересмотреть принципы её формирования.
Для начала «поскрести по сусекам», т.е. вывести из «теневой» экономики миллионы людей, которые не платят в ПФР. За примером далеко ходить не надо. В Севастополе и Крыму существует масса нелегальных гостиниц. Мало того, что труд людей там оплачивается в конвертах, так и коммунальные платежи осуществляются от лица физических, а не юридических лиц: электроэнергия, оплата за воду (бассейны) и прочие. Представьте себе, какие суммы недополучает бюджет. А ведь это только малая толика «теневой» экономики.
Далее – увод огромных денежных средств в офшоры. Этому тоже нужно препятствовать, тем более, что во многом все эти схемы коррупционные. Значит, борьба с коррупцией должна выйти на одно из первых мест. Недавно президент подписал документ, утверждающий Национальный план противодействия коррупции до 2020 года. И это крайне нужная и своевременная мера.
Кроме того, необходимо пересмотреть зарплаты в госкорпорациях, других государственных организациях, учреждениях. Это ненормально, когда руководящий состав получает сотни тысяч, а то и миллионы рублей в месяц при существующем уровне средних, минимальных зарплат и пенсий.
Безусловно, важнейшей задачей является создание рабочих мест, а, значит, - развитие производственной сферы, сельского хозяйства, обеспечение людей достойной зарплатой. К примеру, в Севастополе молодёжи трудно найти работу с приличной зарплатой, что уж тут о пенсионерах говорить.
И, конечно же, необходимо разрабатывать и внедрять новые социальные программы по здравоохранению, которые бы обеспечивали высокие уровень качества жизни наших граждан – с рождения и до старости. В этой связи важной составляющей является не только массовая пропаганда здорового образа жизни, но и создание условий для таковой для всех демографических категорий населения.
Например, в Москве действует программа «Московское долголетие». Подобные программы должны быть запущены в каждом регионе, городе, селе, чтобы к пенсионному возрасту подходили полными сил, способными вести активный образ жизни, а не тратить остаток дней на лекарства.
В заключение процитирую ещё раз пояснительную записку к законопроекту: «пенсионная система должна быть адекватной современному экономическому развитию Российской Федерации и соответствовать международным стандартам».
Полностью согласна».
Подписывайтесь на наш Яндекс DZEN-канал или следите за новостями на сайте «ИНФОРМЕР». Мы в социальных сетях:
ВКОНТАКТЕ | FACEBOOK | TWITTER | ОДНОКЛАССНИКИ