Для начала необходимо более подробно разделить разные случаи.
Если музыкант потерял зрение. В большинстве случаев это не мешает продолжению игре. Поскольку большинство известных музыкантов даже имея зрение часто играют с закрытыми глазами, либо смотря на другие объекты. Обучение новых композиций здесь будет уже происходит по слуху, либо же по специальным нотам для слепых.
Если зрение потеряно до обучения музыки. В таком случае обучиться игре на пианино, либо другом инструменте потребует усилий. Есть специальные ноты для незрячих людей, а также образовательные программы, которые научат воспринимать ноты на слух.
Если музыкант потерял слух. Мы не будет писать о Бетховене, о нем и так всем известно. Потеря слуха для музыканта часто обрывает его карьеру и это действительно страшная трагедия для любого исполнителя. Однако, многие не сдаются и продолжают играть, вспоминая звуки нот, и перенося их на свою игру. Грубо говоря – фантазируя звук.
Если до обучения. то этот процесс будет крайне сложен и практически нереален. По крайне мере в современной мире. Возможно в будущем, будут изобретена специальная одежда, которая сможет передавать вибрации от звука на тело.
Люди маленького роста. Здесь нет ничего сложного, каждый человек с этим недугом способен развить музыкальные навыки. Под педали существует специальная подставка, которая будет под рост исполнителя, чтобы он смог до них доставать. Лучший пример – Мишель Петруччиани.