Найти в Дзене
ИСИИККС

Позиция Главгосэкспертизы по спорным вопросам стоимостного инжиниринга

Оригинал

На вопросы ИСИИККС ответили первый заместитель начальника Главгосэкспертизы по ценообразованию И.Н. Лищенко и главный специалист отдела методологии и ценообразования Т.Л. Грищенкова.

ФАУ «Главгосэкспертиза России» уточняет, что письма Минстроя России и подведомственных ему организаций, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного и временного характера.

Вопрос: будет ли создан документ (приказ или методика), который заменит следующие основополагающие документы:

  • МДС 81-35.2004  
  • ГСН 81-05-01-2001 Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений
  • ГСН 81-05-02-2007 Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время

Если да, то когда планируется разработка и утверждение данного документа? Если не планируется, то будут ли внесены изменения в действующие документы? 

Просим Вас прокомментировать положения приказа № 1001 «Об утверждении Методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства», приказа № 77 «Об утверждении Методики применения сметных цен строительных ресурсов» в части определения стоимости материальных ресурсов. 

В ФГИС ЦС будет размещаться стоимость того или иного материального ресурса, определенная как средняя арифметическая величина. Согласно приказа №77 специалист-сметчик должен включить в локальный сметный расчет данные по этому ресурсу, указанному в ФГИС ЦС, при этом он должен учесть затраты на транспортировку данного ресурса до приобъектного склада по формуле 6.1 приказ №77.

Ответ: в соответствии с частью 33 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) сметными нормативами являются сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.

В настоящее время Учреждением разрабатываются (актуализируются) методические документы, необходимые для определения сметной стоимости строительства, в том числе затрат на строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время, а также методики определения сметной стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта) объектов капитального строительства на территории Российской Федерации.

При этом согласно пункту 3 статьи 8.3 ГрК РФ сметные нормативы утверждаются Минстроем России в установленном им порядке. Сведения об утвержденных сметных нормативах включаются в федеральный реестр сметных нормативов.

Вопрос: заготовительно-складские расходы (ЗСР) необходимо будет применять согласно приказа № 77, пункт 6.4.5 в размере 1,5 % или согласно МДС 35. Пункт 4.64 в размере 1,2? 

Инженерам-сметчикам, работающим в населенных пунктах, находящихся на большом удалении от административного центра, необходимо будет определять два ближайших к объекту строительства (капитального ремонта) поставщика материала или оборудования согласно требованиям пункта 6.4.2 приказа №77?

Приказ №77 п. 6.4.2. Для каждого вида материального ресурса определяются два ближайших к месту расположения объекта капитального строительства производителя (поставщика) с целью формирования экономически эффективных маршрутов перевозки грузов для строительства, с учетом вида транспорта и подвижного состава, а также класса груза и массы брутто на установленную единицу измерения материального ресурса в соответствии с классификатором строительных ресурсов.

Ответ: в пункте 6.4.5 раздела 6 «Порядок применения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование» Методики применения сметных цен строительных ресурсов, утвержденной приказом Минстроя России от 08.02.2017 № 77/пр (далее - Методика № 77/пр), допущена опечатка в размере показателя заготовительно-складских расходов (ЗСР) по оборудованию (1,5%).

Второй абзац пункта 6.4.5 раздела 6 Методики № 77/пр необходимо изложить в следующей редакции:

Показатель ЗСР дифференцируется по следующим видам материальных ресурсов:

  • строительные материалы (за исключением металлических конструкций) - 2%;
  • металлические строительные конструкции - 0,75%;
  • оборудование - 1,2%.

Вопрос: кто будет утверждать двух ближайших поставщиков: государственный Заказчик или проектировщик? Если государственный Заказчик, то он будет лоббировать интересы поставщика продукции в нарушении Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ? Если проектировщик, то какой специалист проектировщик должен указать этих поставщиков?

В официальных документах: Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», ГОСТах, системе проектной документации для строительства (СПДС) отсутствуют ссылки на необходимость применения этих данных в проекте.

Как сметчику обосновывать выбор расстояния до двух ближайших поставщиков? Ведь у экспертов, которые проверяет достоверность сметной стоимости, всегда будет право указать исполнителю сметной документации, что он нарушил требования пункта 3.9 и 4.1 МДС81- 35.2004 (стоимость работ не подтверждена проектными решениями).

Ответ: согласно пункту 10 правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (далее - Правила мониторинга, Постановление № 1452), государственное учреждение на основании информации, представленной федеральными органами исполнительной власти, указанными в пунктах 5-8 Правил мониторинга, формирует перечень юридических лиц, предоставляющих информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов (далее - Перечень), и осуществляет ежегодную его актуализацию. При этом в соответствии с пунктом 11 Правил мониторинга Перечень размещается государственным учреждением в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее — ФГИС ЦС) с 2018 года - ежегодно, не позднее 30 декабря текущего года.

В соответствии с пунктом 6.4.3 Методика № 77/пр, экономически эффективные маршруты перевозки материальных ресурсов от двух ближайших производителей (поставщиков) определяются на основании данных открытых источников по всей номенклатуре материальных ресурсов, от каждого из определенных производителя (поставщика), исходя из принципа минимизации издержек на перевозку, в том числе затрат на перевалку, а также на основании цен услуг на перевозку соответствующим видом (видами) транспорта.

Таким образом, при определении производителей материальных ресурсов, ближайших к месту расположения объекта капитального строительства, следует использовать информацию (Перечень), размещенную в ФГИС ЦС.

Вопрос: как поступать сметчику чтобы обосновать сметную стоимость транспортных затрат? 

Цена продавцов (поставщиков) двух ближайших к месту расположения объекта капитального строительства в своей стоимости уже учитывает транспортную составляющую. Эта цена, вероятно, будет значительно выше, чем средняя арифметическая величина, указанная в ФГИС ЦС. 

В случае, когда ближайший поставщик находится в районном центре, который удален от административного центра на достаточно большое расстояние (примеры для крайнего севера), стоимость данного материального ресурса не будет являться достоверной (будет сильно заниженной). Как следствие, не будет возможности привлечения потенциальных исполнителей для реализации контракта, где стоимость материальных ресурсов рассчитана по методике, указанной в приказе № 77.

Ответ: в соответствии с пунктом 8 примечания к разделам 1 и 1.1 приложения 2 Приказа Минстроя России от 29.03.2017 № 659/пр «Об утверждении форм предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов» (далее - Приказ 659/пр) в ФГИС ЦС указаны отпускные цены продукции, средневзвешенные по объемам реализации, с учетом затрат на тару, упаковку и реквизит (при наличии), затраты на погрузку продукции на транспортное средство у склада производителя (поставщика), относимых на стоимость продукции на складе производителя (поставщика). Указывается цена продукции, отгружаемая со склада производителя (поставщика) в рублях без налога на добавленную стоимость.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Правил мониторинга, мониторинг цен строительных ресурсов предусматривает предоставление информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, включая отпускную цену (цену реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных на территории Российской Федерации, предусмотренную договорами купли-продажи (поставки) таких строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, заключенными между покупателями и лицами, осуществившими их производство на территории Российской Федерации, средневзвешенную по объемам и цене их реализации за отчетный период.

Таким образом, сметные цены строительных ресурсов, размещенные в ФГИС ЦС, не учитывают затраты на их доставку от склада производителя (поставщика) до объекта строительства.

Вопрос: в приказе № 77 не отражено, что необходимо считать расстояние от ближайшего поставщика, который указан в перечне юридических лиц (согласно приказа №1001 пункт 4.2). Как в данном случае поступать всем участникам инвестиционно-строительного процесса? 

Как доказать достоверность этой сметной стоимости, ведь у ближайшего поставщика транспорт уже заложен? 

Приказ № 1001 п. 4.2. Информация об отпускных ценах (ценах реализации) и объемах реализации материальных ресурсов, применяемая для определения сметных цен, представляется производителями (поставщиками) указанных ресурсов, включенными в Перечень юридических лиц, предоставляющих информацию, необходимую для определения сметных цен строительных ресурсов (далее - Перечень юридических лиц), в соответствии с утвержденными Минстроем России формами.

Ответ: согласно пункту 6.2. Методики № 77/пр, сметными ценами на материальные ресурсы отечественного производства учтены стоимость тары, упаковки и реквизита (при наличии таковых), стоимость комплекта запасных частей на гарантийный срок эксплуатации (для оборудования), затраты на погрузку продукции на транспортные средства у склада лиц, осуществляющих производство материальных ресурсов на территории Российской Федерации (далее - производители).

Стоимость перевозки материального ресурса на приобъектный склад учитывается дополнительно.

В соответствии с пунктом 3.5 Методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, утвержденной приказом Минстроя России от

20.12.2016 № 1001/пр (далее - Методика № 1001/пр), определение сметных цен и цен услуг и их размещение в ФГИС ЦС осуществляются государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Цены услуг применяются для определения в сметной документации затрат на доставку грузов на приобъектный склад строительной площадки.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 положения о ФГИС ЦС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2016 № 959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве» (далее - Постановление № 959), ФГИС ЦС включает подсистему мониторинга цен строительных ресурсов, обеспечивающая сбор информации о ценах строительных ресурсов, ее обработку для формирования сметных цен строительных ресурсов, размещение информации об обладателях информации, размещение методики определения сметных цен строительных ресурсов, методики применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов. Таким образом источником получения информации о ближайшем поставщике является ФГИС ЦС.

В соответствии с примечанием, приведенным в приложении 2 Приказа 659/пр, в ФГИС ЦС указаны отпускные цены продукции, средневзвешенные по объемам реализации, с учетом затрат на тару, упаковку и реквизит (при наличии), затраты на погрузку продукции на транспортное средство у склада производителя (поставщика), относимых на стоимость продукции на складе производителя (поставщика). Указывается цена продукции, отгружаемая со склада производителя (поставщика) в рублях без налога на добавленную стоимость. Из изложенного следует, что сметные цены материальных ресурсов, размещенные в ФГИС ЦС, не содержат затраты на их доставку от склада производителя (поставщика) до объекта строительства.

Вопрос: с учетом вышеуказанных обстоятельств, можно ли внести дополнения в нормативные документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в которых будет отражена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ вносить поправки на местном уровне?

В проектной документации, согласно требований системы проектной документации для строительства (СПДС), проектировщики указывают спецификацию материалов. В данной спецификации указаны те материалы, которые непосредственно будут применяться при проведении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. МДС 81-35.2004, Приказ Министерства строительства и ЖКХ указывают, что сметные нормы – это совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям. Согласно сметным нормативам РФ, сметные ресурсы в сторону уменьшения не корректируются (в соответствии с МДС 81-35.2004, пункта 2.2 сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, следует учитывать, что нормативы в сторону их уменьшения не корректируются). Соответственно, нет основания для удаления данных ресурсов из сметы.

Ответ: полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности регламентируются статьей 8 главы 2 ГрК РФ.

Внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты в области градостроительной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Порядок сбора и опубликования информации о сметной стоимости строительных ресурсов регламентируется ГрК РФ, Постановлением № 1452 Постановлением № 959.

Согласно пункту 10 статьи 8.3 ГрК РФ мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется на основе информации, содержащейся в классификаторе строительных ресурсов (далее - КСР). Формирование и ведение КСР осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке

Также в соответствии с пунктом 2 Постановления № 1452 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации формирует классификатор строительных ресурсов, утверждает форму и порядок его ведения в целях осуществления мониторинга цен строительных ресурсов.

Государственное учреждение на основании информации, представленной федеральными органами исполнительной власти, формирует Перечень и осуществляет ежегодную его актуализацию (пункт 10 Постановления № 1452).

Таким образом, мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется в соответствии с Правилами мониторинга, на основе информации, содержащейся в КСР и сведений, предоставленных юридическими лицами, включенными в Перечень. Сметные цены строительных ресурсов и Перечень размещаются в ФГИС ЦС.

Вопрос: как учитывать материальные ресурсы, которых нет в спецификации (в проекте), но которые есть в сметных нормативах? Кто должен указать двух ближайших поставщиков строительных материалов, которых нет в проекте, но которые есть в сметных ресурсах? 

В МДС 81-35.2004, в пункте 4.91, указано, что средства на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством (ремонтом) рекомендуется определять расчетом в текущем (прогнозном) уровне цен, но не более 0,2% от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1 - 9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета.

В СП 246.1325800.2016 Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений, пункт 4.1 указано:

4.1 Авторский надзор является частью строительного контроля, который проводится лицом, осуществившим подготовку проектной и, на её основе, рабочей документации.

Ответ: согласно пункту 32 главы 1 ГрК РФ сметные цены строительных ресурсов - это сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и размещаемая в ФГИС ЦС.

Порядок определения сметной стоимости материально-технических ресурсов, отсутствующих в КСР, будет определен Минстроем России в рамках осуществления соответствующих полномочий.

В соответствии Методикой № 77/пр:

  • для каждого вида материального ресурса определяются два ближайших к месту расположения объекта капитального строительства производителя (поставщика) с целью формирования экономически эффективных маршрутов перевозки грузов для строительства, с учетом вида транспорта и подвижного состава, а также класса груза и массы брутто на установленную единицу измерения материального ресурса согласно классификатору строительных ресурсов (пункт 6.4.2);
  • экономически эффективные маршруты перевозки материальных ресурсов от двух ближайших производителей (поставщиков) определяются на основании данных открытых источников по всей номенклатуре материальных ресурсов, от каждого из определенных производителей (поставщиков), исходя из принципа минимизации издержек на перевозку, в том числе затрат на перевалку, а также на основании цен услуг на перевозку соответствующим видом (видами) транспорта (пункт 6.4.3).
  • для расчета сметной стоимости материального ресурса принимается сметная цена, опубликованная в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве по субъекту Российской Федерации, на территории которого расположен производитель (поставщик) соответствующего материального ресурса (пункт 6.4.4).

Вопрос: как применять норму, указанную в пункте 4.91:

  • 0,2% от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1 - 9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета согласно МДС 81.35.2004;
  • или включить эти затраты 0,2 % в стоимость строительного контроля, определенные на основании Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (вместе с Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства) и СП 246.1325800.2016?

В приказе № 81, в разделе № 8 «Особенности применения сметных норм на ремонтно-строительные работы», в пункте 8.4 указаны следующие моменты:

8.4. В единичных расценках на ремонтно-строительные работы и сметных нормах, на основе которых разработаны соответствующие единичные расценки, учтены затраты:

  • по вертикальному и горизонтальному перемещению материалов от приобъектного склада к месту производства работ;
  • на горизонтальное перемещение мусора и материалов от разборки конструкций в зданиях и сооружениях на расстояние до 80 м;
  • на вертикальное перемещение мусора и материалов от разборки при условии опускания через окно в лотках;
  • на горизонтальное перемещение мусора и материалов от разборки конструкций до места их складирования в пределах строительной площадки на расстояние до 50 м от объекта капитального строительства.

Исходя из вышеизложенного следует, что в стоимость ремонтно-строительных работ не включена погрузка и вывоз мусора на автотранспорте за пределы строительной площадки.

Ответ: необходимость осуществления авторского надзора за строительством объектов устанавливается федеральным законодательством или законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4.89, 4.91 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (далее - МДС 81-35.2004) лимит средств на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством предусматривается в главе 12 сводного сметного расчета стоимости объекта капитального строительства в размере до 0,2% от итога глав 1- 9 (графы 7 и 8).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» затраты на авторский надзор не учтены.

Вопрос: включена ли погрузка мусора на автомобильный транспорт и вывоз мусора в стоимость работ?

В приказе № 81, в разделе № 10 «Особенности применения сметных норм при производстве демонтажных работ» указан следующий момент:

10.2. При отсутствии единичных расценок на работы по демонтажу (разборке) зданий, сооружений, строительных конструкций, элементов систем и сетей инженерно-технического обеспечения в сборниках единичных расценок на строительные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы при определении сметной стоимости применяются:
единичные расценки на строительные и специальные строительные работы на устройство, установку строительных конструкций, элементов систем и сетей инженерно-технического обеспечения с применением коэффициентов, приведенных в Таблице 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
При определении сметной стоимости указанные коэффициенты применяются к затратам труда и оплате труда рабочих, затратам на эксплуатацию машин и механизмов в том числе к оплате труда машинистов, включенным в соответствующие единичные расценки, в зависимости от вида разбираемых строительных конструкций, элементов систем и сетей инженерно-технического обеспечения.
Стоимость материальных ресурсов в расчете не учитывается.

Ведь при новом строительстве в расценках учтена доставка и разгрузка строительного материала на объекте и подача этого материала в рабочую зону, т.е. транспортные затраты включены в расценку. 

- Включена ли погрузка мусора на автомобильный транспорт?

- Включен ли вывоз мусора в стоимость работ?

Ответ: в соответствии с общими положениями сборников государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр) нормами сборников ГЭСНр учтена уборка материалов, отходов и мусора, полученных при разборке, сортировка и штабелировка материалов и отходов, полученных от разборки и годных для дальнейшего использования, и т.п.

Согласно пункту 8.6 Методики применения сметных норм, утвержденной приказом Минстроя России от 29.12.2016 № 1028/пр (далее- Методика № 1028/пр) при подготовке локальных сметных расчетов (смет) на ремонтно-строительные работы дополнительно должны учитываться затраты по затариванию мусора в мешки и спуску мусора с отноской вручную на носилках или в мешках в соответствии с положениями методических документов.

В соответствии с пунктом 10.7 Методики № 1028/пр в сметных нормах не учтены затраты по погрузке, вывозке и разгрузке строительного мусора и материалов непригодных для дальнейшего применения, получаемых при разборке конструктивных элементов зданий и сооружений и оборудования. Эти затраты в локальных сметных расчетах должны определяться дополнительно исходя из действующих сметных норм на погрузо- разгрузочные работы, перевозку грузов, массы и расстояний от строительной площадки до места складирования материальных ресурсов или размещения мусора (согласно данным проектной документации) на специальных полигонах с учетом положений соответствующих методических документов.

Вопрос: как учитывать расходные материалы: отрезные круги, ацетилен, прочие расходные материалы при применения данных нормативов с коэффициентами, приведенными в Таблице 2?

Просим Вас рассмотреть возможность внесения уточнений в нормативные документы, которые бы устранили неправильное толкование сметных нормативов (так как данные методики, приказы не указывают на эти обстоятельства).

Ответ: в соответствии с пунктом 3.4 Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы, утвержденных приказом Минстроя России от 09.02.2017 № 81/пр (далее - Методические рекомендации № 81/пр), единичные расценки учитывают среднеотраслевой оптимальный и организационный уровень строительного производства, техники и технологии выполнения работ, разработаны на основе сметных норм по принципу усреднения с определением необходимого и достаточного нормативного количества строительных ресурсов, для выполнения соответствующего вида работ.

Согласно разделу 10 Методических рекомендаций № 81/пр сметная стоимость демонтажных работ определяется по единичным расценкам, включенным в сборники единичных расценок на строительные, специальные строительные и единичным расценкам на ремонтно-строительные работы.

При отсутствии единичных расценок на работы по демонтажу (разборке) зданий, сооружений, строительных конструкций, элементов систем и сетей инженерно-технического обеспечения в сборниках единичных расценок на строительные, специальные строительные и ремонтно- строительные работы при определении сметной стоимости применяются единичные расценки на строительные и специальные строительные работы на устройство, установку строительных конструкций, элементов систем и сетей инженерно-технического обеспечения с применением коэффициентов, приведенных в таблице 2 к Методическим рекомендациям № 81/пр.

Сметная стоимость демонтажа оборудования определяется с учетом следующих положений.

При наличии единичных расценок на работы по демонтажу оборудования сметная стоимость демонтажных работ определяется по единичным расценкам, включенным в сборники единичных расценок на монтаж оборудования, с учетом состава работ, включенного в сметные нормы, на основе которых разработаны соответствующие единичные расценки.

При отсутствии единичных расценок на работы по демонтажу (разборке) оборудования используются единичные расценки на монтаж оборудования, включенные в сборники единичных расценок на монтаж оборудования, с применением коэффициентов, приведенных в таблице 3 Методических рекомендаций № 81/пр.

При определении сметной стоимости понижающие коэффициенты применяются к затратам труда и оплате труда рабочих и машинистов и к затратам на эксплуатацию машин и механизмов, включенным в единичные расценки, в зависимости в зависимости от вида разбираемых строительных конструкций, элементов систем и сетей инженерно-технического обеспечения, от назначения демонтируемого оборудования.

Стоимость материальных ресурсов в расчете не учитывается.

Стоимость расходных материалов учтена при расчете указанных понижающих коэффициентов.

Вопрос: ФЕРп-02, ГЭСНп-02 в технической части в главе 2 «Расчет объемов работ» указывают на следующие обстоятельства:

2.2.1. В таблицах ФЕРп сборника 2 приведены базовые расценки (Рб) на пусконаладочные работы для систем I, II и III категории технической сложности (PI, PII, PIII) в зависимости от общего количества каналов информационных и управления аналоговых и дискретных в данной системе. 

2.2. Базовая расценка для сложной системы, имеющей в своем составе подсистемы с разной категорией технической сложности, определяется применением к соответствующей базовой расценке для системы I категории технической сложности коэффициента сложности (С), рассчитываемого по формуле:

-2

В сборниках ФЕРп-02, ГЭСНп-02 имеются расценки:

  • Таблица ФЕРп 02-01-002 Автоматизированные системы управления II категории технической сложности,
  • Таблица ФЕРп 02-01-003 Автоматизированные системы управления III категории технической сложности.

Наличие данных расценок вводит сметчиков в заблуждение и провоцирует не пользоваться формулой (1) по расчету категории сложности системы.  

Возможно ли на законодательном уровне удалить данные расценки в ГСН (ФЕРп-02, ГЭСНп-02)?

Это позволило бы сметчикам при расчете смет на ПНР по сборникам ФЕРп-02, ГЭСНп-02 всегда рассчитывать категорию сложности системы, имеющей в своем составе подсистемы с разной категорией технической сложности (а не назначать всегда III категорию).

Возможно ли на законодательном уровне внести в сборники ФЕРп-02и ГЭСНп-02 изменения, которые бы исключили таблицы, которые имеют расценки II, III категории сложности?

Ответ: при составлении сметной документации выбор (обоснование) того или иного сметного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции заказчика и организации, разрабатывающей проектную документацию.

По вопросам, касающимся правил определения и подсчета объёмов работ, следует также руководствоваться общими положениями соответствующих сборников государственных элементных сметных норм (ГЭСН).

В соответствии с пунктом 1.2.11 Общих положений ГЭСНп Сборника 2 «Автоматизированные системы управления» (далее - Сборник 2, АС) сметные нормы Сборника 2 отдела 2 разработаны для систем I, II, III и IV категории технической сложности, в зависимости от количества используемых при создании АС функций программного обеспечения.

Согласно пункту 2.19 МДС 81-35.2004 основанием для пересмотра сметных нормативов, внесения в них изменений и дополнений могут быть результаты законченных научно-исследовательских или экспериментальных работ, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта составления и применения сметной документации, контроля за соблюдением требований сметных нормативов.

Категории технической сложности систем, состав работ и коэффициенты, учитывающие особенности выполнения пусконаладочных работ, приведены в приложениях с 2.6 по 2.8 Сборника 2.

В соответствии с пунктом 4 Порядка утверждения сметных нормативов, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 №710/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 11.08.2017 № 47744) (далее - Порядок), предложения по включению в план утверждения (актуализации, пересмотра) сметных нормативов рекомендуется направить в Минстрой России с приложением:

  • информации, указанной в пункте 16 либо 17 Порядка;
  • технико-экономического обоснования, подтверждающего необходимость актуализации сметного норматива (сметных нормативов);
  • сведений о наличии (отсутствии) объектов капитального строительства, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте которых применяются технологии, материалы, оборудование, по которым инициатором предлагается актуализация сметных норм.

Также необходимо предоставить информацию о наличии объектов для проведения нормативных наблюдений, сроках проведения работ, по которым будут проводиться нормативные наблюдения, и исходные данные для актуализации государственных элементных сметных норм (проектную документацию, проекты производства работ и другие).