Почему столица Аджарии стала самым интересным городом постсоветского пространства.
Конечно, со временем wow-эффект пройдёт. Все привыкнут к этому новому имиджу грузинского Лас-Вегаса, все сделают селфи на фоне итальянского вида квартальчиков в старом городе и небоскрёбов – в новом.
Толпы туристов со всего мира будут сновать вдоль самой протяжённой в Европе набережной, умножать бесчисленные фото и видео, привлекая в Батуми ещё большие толпы… Но это потом. А сегодня этот город ещё способен по-хорошему обескуражить и показать то, чего сроду не ожидаешь от двухсоттысячного черноморского курорта.
Не претендуя на полноту описания, мы попробуем зафиксировать этот момент – когда город с древней, но сугубо провинциальной историей переживает второе рождение в новом, до конца ещё не понятном статусе.
Как добраться?
Дорога из Ставрополя в Батуми представляет собой отдельное приключение. Конечно, проще всего добраться на самолёте. Ближайший город, откуда осуществляется прямое авиасообщение, это Ростов-на-Дону. Возможны и альтернативные способы. Например, многие предпочитают вначале доехать на поезде до Владикавказа (проходит через Невинномысск), затем на такси попасть в Тбилиси, а оттуда снова на поезде, только новеньком, импортном и двухэтажном.
Выглядит довольно сложно в организации, но масса впечатлений и погружение в национальный колорит обеспечены. Есть и совсем экстравагантный маршрут: через Сочи, откуда в Батуми курсирует скоростной катер «Комета». Правда, владелец задрал конский ценник (6000 рублей со взрослого в одну сторону), так что такой вариант актуален для тех, кто может себе его позволить.
Многие россияне, в том числе Москвичи, ездят в Батуми на своём автомобиле. Такой вариант выглядит довольно сложным, но если техника и водительские навыки не вызывают сомнений, то на деле всё куда проще. Главное – соблюдать элементарные правила безопасности и здравого смысла, заблаговременно оформить страховку, не лихачить и быть вежливым.
Грузия развивается неравномерно. Тбилиси и Батуми – суперсовременные города, где жизнь кипит, иностранцев едва ли не больше, чем местных и в целом всё весьма благополучно. А в некогда втором городе страны Кутаиси обстановка более напряжённая, а местные попрошайки столь навязчивы, что лучше заранее заблокировать двери и окна в машине
Где остановиться?
В этом плане проблем не должно возникнуть даже в разгар курортного сезона. Варианты есть на любой вкус и кошелёк – от скромных хостелов и мини-гостиниц в обычных советских панельках до номеров в отелях с мировым именем. В Батуми уже работают Radisson, Hilton и Sheraton, на очереди и другие представительства акул гостиничного бизнеса.
Жилья в Батуми уже сейчас гораздо больше, чем собственно жителей. А так как добрая половина города представляет собой огромную стройку, то проблем в этом вопросе не предвидится.
К слову, некоторые крупные застройщики устраивают бесплатные туры для жителей России, Украины и Казахстана. Им показывают все прелести Батуми и предлагают приобрести квартиру в очередной высотке на берегу моря за весьма скромные деньги. Квартира в 50-этажном небоскрёбе с шикарным видом по стоимости сопоставима с аналогичным жильём в спальном районе Ставрополя.
Опять же, следует понимать, что как и в любом динамично развивающемся городе, уровень сервиса в Батуми очень разнится. Если слишком гнаться за дешевизной, можно нарваться на мошенников. Поэтому читайте отзывы на booking и не доверяйте сомнительным вариантам.
Грузинский Лас-Вегас
Вслед за этими дежурными пунктами обычно следует «Чем заняться», но здесь советы будут излишними (впрочем, поездку на канатной дороге крайне рекомендуем).
Батуми – город, который подходит всем. Пляжники могут валяться под солнышком и купаться в тёплом море, любители гастрономических туров – знакомиться с прелестями одной из лучших национальных кухонь планеты (причём за весьма скромные деньги), то же самое касается всех остальных категорий туристов
Но главная ставка делается на игорный бизнес. Именно ради казино строятся престижные отели и жилые небоскрёбы. Всё остальное – скорее приятный бонус.
Секрет прост. Грузия – маленькая и бедная страна с габаритами и населением Ставропольского края, только фактически без реального сектора экономики. Руины советских заводов ещё окружают города (в Тбилиси и Батуми они активно рекультивируются), сельское хозяйство представлено разве что виноделием, специями и цитрусовыми, но масштабы всего этого ничтожны на фоне той же соседней Турции.
Главный драйвер роста – туризм, но в условиях политических разногласий с Россией и частых волнений в самой стране он мог привлекать разве что дешевизной – как в той же Абхазии. Но Грузия решила вкладываться в инфраструктуру, заточенную именно под этот сектор. Чтобы привлекать не тех, кто ищет подешевле, а тех, кто выберет эту страну даже при наличии альтернатив.
В этой ситуации конкурировать с условной Джубгой за эконом-отдыхающими из условной Рязани или с турецкими all-inclusive за более состоятельными «пляжниками» Батуми не смог бы.
Ставка была сделана на игорный бизнес. В исламском мире он, как известно, не поощряется, так что создать в 20 км от Турции суперсовременный город с развитой инфраструктурой и казино на любой вкус оказалось верным решением
Опять же, русские тоже не остались за бортом: цены здесь в разы ниже, чем в тех же Сочи, а качество жизни и сервиса ничем не уступает (спасибо низкому уровню коррупции и иному менталитету). Судя по масштабу застройки, эксперимент удался: богачи на то и богачи, что не вкладывают деньги в безнадёжные проекты.
Порт Франко
В итоге сегодня Батуми – это своеобразный маленький Вавилон. На сравнительно небольшом пятачке соседствуют совершенно разные уклады, ментальности, перспективы, виды и доступные активности.
Местами город похож на типичный черноморский курорт – с кафе, музыкой, неприятным рынком и суетой. Местами напоминает итальянские городки и красивыми и неплохо отреставрированными домиками, брусчаткой и патио.
Старая советская застройка тоже никуда не делась, и сейчас составляет существенную проблему для местных властей: сносить дорого, оставлять – некрасиво. Но чем дальше в сторону аэропорта, тем выше небоскрёбы, современнее инфраструктура и вообще всё по-западному.
В принципе, достаточно одной прогулки по «самой протяжённой в Европе набережной» (которая продолжает облагораживаться участок за участком), чтобы проследить всю эту эволюцию. Начиная от морского порта и вплоть до забора аэропорта город демонстрирует свою историю и амбиции.
К слову, в этом плане никакого ноу-хау современные грузинские власти не нашли.
Ещё в XIX веке царская Россия ввела в Батуми режим «Порт Франко» для того, чтобы придать ему динамики, и вполне преуспела в этом вопросе. Советская власть предпочла видеть здесь небольшой курорт для своих, а теперь всё вновь возвращается на круги своя
Соседство старого и нового, а также уже модернизированного и того, что оставили на потом, создаёт особый, но в целом приятный диссонанс. Едва ли не единственное работающее предприятие, оставшееся с советских времён – Батумский пивзавод.
Внешне он мало отличается от прочих промышленных руин Грузии, но продолжает работать, выпуская единственный сорт с тем-самым-вкусом, от которого наворачиваются слёзы умиления у всех мужчин старше 30 лет. И распивают его тут же: в местных полустихийных «пивняках», закусывая скумбрией горячего копчения и обсуждая текущую повестку, параллельно играя в нарды. В квартале от этого великолепия – 50-этажные башни, самый-красивый-Макдоналдс-планеты и совсем другая жизнь. И всё это, что называется, через запятую.
Отдельного слова заслуживает местный автопарк. Грузины с радостью забыли о существовании российского автопрома. Старые «Жигули» остались разве что у самых консервативных. Зато отслужившие своё иномарки со всего мира обретают здесь свою вторую жизнь. Столько рычащего и коптящего автохлама, половина из которого едва едет, но была бы вожделенной мечтой любого коллекционера, можно встретить, говорят, разве что на Кубе.
При этом, всячески демонстрируя соответствие европейским трендам, местные власти поощряют переход на экологический транспорт (ужасно дорогой бензин этому крайне способствует). Нередко можно встретить на улицах Батуми потрёпанный электрокар, а уж автомобилей с гибридными двигателями здесь едва ли не больше, чем с обычными. Особенно популярна здесь Toyota Prius. Практически все таксисты, да и многие жители ездят именно на них. В процентном соотношении это примерно как вся продукция «АвтоВАЗа» на наших дорогах.
Главное богатство
Всё это было бы не столь привлекательно, если бы не главное сокровище Батуми – его жители. Аджарцы (да и почти все коренные батумцы, независимо от национальности и вероисповедания) воплощают всё лучшее, что есть в грузинской ментальности.
В целом тёплые воспоминания о временах, когда мы были одной страной, выгодно отличают их от жителей остальной Грузии, а влияние Турции придало им своеобразный восточный колорит. Официанты в кафе учат есть хинкали по-грузински, торговцы на рынке если и обвешивают, то незаметно, молодёжь не проявляет агрессии, а люди в возрасте и вовсе общаются как с родными.
На данный момент Батуми – это город, в котором хорошо и русскому, и грузину, и турку. Если ничего страшного не случится, со временем он превратится в ментально свободный, ганзейский по духу мегаполис, куда с радостью будут приезжать из любых уголков нашей планеты
Пока что Батуми сложно назвать по-настоящему прогрессивным городом, идеальным для жизни в XXI веке. Он всё ещё слишком маленький и не вполне оправился от вековой провинциальности. Но небоскрёбы стремятся ввысь, набережная – в сторону Турции, а местный аэропорт год за годом бьёт рекорды пассажиропотока.
Пока сюда переезжают в основном грузины из других провинций, а также русские и украинцы – кто набегами, кто и насовсем. Но география туристов и новых жителей города растёт вместе с самим Батуми. Если он при этом останется таким же гостеприимным, душевным и безопасным городом, его ждёт поистине великолепное будущее.
Текст – Станислав Маслаков