Найти тему
ТАЙНЫ АЛХИМИИ

Алхимия Клеопатры: хризопея и уроборос

Одним из знаменитых алхимиков первых веков нашей эры была Клеопатра, которую, конечно же, не стоит путать египетской царицей. Клеопатре-алхимику приписывают такое утверждение: «Божественное скрыто от людей согласно мудрости Господа». Кроме того, считают, что именно она изобрела алембик (стеклянный, керамический или металлический сосуд для дистилляции, элемент перегонного куба), так популярный у алхимиков последующих столетий. Название его арабского происхождения, о чем нам говорит артикль ал-, но арабы позаимствовали корень из греческого языка – амбикс. Так по-гречески называлась насадка с отводом для сбора дистиллята (в современной химической терминологии функционально ему соответствует насадка Вюрца, в некоторых вариациях – насадка Кляйзена). Кстати, так же называется издающийся в наше время журнал (англ. «Ambix»), где публикуются научные работы, посвященные истории алхимии и химии.

Клеопатру считают автором ряда алхимических трактатов. В качестве примера можно привести небольшой отрывок из текста, который приписывается Клеопатре. Он известен как «Диалог», а в некоторых источниках на эту книгу ссылаются как на «Диалог Клеопатры и философов». Там Клеопатра описывает получение золота: «Возьми из четырех элементов мышьяк, который является высшим и низшим, белым и красным, [воплощает] мужское и женское в равновесии так, что они могут быть соединены друг с другом. Точно так же, как птица согревает яйца своим теплом и выводит их до их назначенного срока, так вы сами нагреваете свой состав и доводите его до назначенного срока. И после того, как ты выносишь его и заставишь пить божественные воды на Солнце и в нагретых местах, вари его на слабом огне с молоком девственницы, уберегая от дыма. Затем закрой ингредиенты в Аиде и помешивай осторожно, пока состав не станет гуще и не побежит от огня. Затем убери его с огня, и когда душа и дух соединятся и станут одним, внеси его на тело серебра, и у тебя будет золото, какого нет и в сокровищницах королей».

Высшее и низшее, Солнце и тьма Аида, жизнь, трансформация и возвращение к жизни после смерти в новом качестве – арсенал символов классического алхимического трактата.

В истории алхимии достойное место занимает своеобразный – на одном листе – трактат Клеопатры «Хризопея», т. е. в дословном переводе «Златоделие», где изображений больше, чем текста. В двух концентрических кругах в правом верхнем углу надпись по-гречески: «Одно – это змея, имеющая свой яд согласно двум составам, и Одно – это Все и через это есть Все, и от этого есть Все, и если ты обладаешь не Всем, Все – это ничто». Также на этом листе изображена змея, пожирающая свой хвост, с надписью «Одно – это все», а также алхимические символы, указывающие, вероятно, на трансмутацию металлов, и лабораторный прибор для дистилляции. Именно с этим произведением связывают появление в символическом арсенале алхимиков такого образа, как уроборос (от др.-греч. οὐρά хвост + βορά пища, еда, корм) – змей (реже два змея или дракон), пожирающий свой хвост.

Правда, стоит отметить, что уроборос встречается и во многих других трактатах, например, в книге женщины-алхимика Изиды в повествовании о получении тайн алхимии от ангела Амнаэля. Он призывает Изиду принести страшную клятву, ведь секреты, которые она провоцирует его открыть, будут впервые переданы смертному созданию.

«Я заклинаю тебя небом и землей, светом и тьмой. Я заклинаю тебя огнем, водой, воздухом и землей. Я заклинаю тебя высотою небес и глубиною Тартара. Я заклинаю тебя Гермесом и Анубисом и ревом змея Уробороса и трехглавым псом Кербером, стражем Аида. Я заклинаю тебя переправой и лодочником, что пересекает Ахерон. Я заклинаю тебя тремя богинями судьбы, их бичами и их мечом».

Трактовок у символа уробороса очень много, чаще всего он означает цикличность, вечность, вечное возвращение, возникновение и уничтожение, трансформацию, связь высшего и низшего в соответствии с «Изумрудной скрижалью» Гермеса Трисмегиста.

Символ уробороса появился задолго до возникновения алхимии, он встречается уже в изображениях на стенах гробниц Древнего Египта (II тыс. до н. э.), известны аналогичные изображения и по наследию других древних культур. В философии же алхимии он обретает новую жизнь и греческое название. Интересно, что змея, заглатывающая свой хвост, – далеко не редкое явление в природе. Такие случаи отмечались со змеями, которые охотятся за другими змеями, например, с королевскими кобрами. Так что прообраз этого знаменитого символа позаимствован из живой природы.

Чем больше вы читаете об алхимии, тем больше у вас появляется вопросов? Может быть, найти ответы на некоторые из них вы сможете в наших публикациях. Читайте другие статьи, посвященные тайнам алхимии.
Наука
7 млн интересуются