Далил.
Асаламу алайкум братья и сестры. В этой статьи иншаллах хочу затронуть на такую тему где далил или приведи далил, как не странно звучать в стенах мечети. Алхамду лиллах это хорошо знать, но к сожалению, когда приводят далил не принимают вопрос почему? И в последствие в мечети в жамагате происходят разногласия и обвинения одним словам смута.
В этой статье иншаллах хотел бы донести историю фикха и из книги усуль фикх.
Фикх и Шариат
Для правильного понимания исторического развития Исламского права необходимо дать определение терминам Фикх и Шариат. Фикх в вольном виде переводится как "Исламский закон", "Исламское право". Точно так же переводится и Шариат, но эти термины не являются синонимами ни в арабском языке, ни в понимании Мусульманского ученого.
Фикх буквально означает верное понимание того, в чем состоит намерение (верное понимание сути намерения). Подтверждение использования этого слова в подобном значении можно найти в изречении Пророка Мухаммада саллаллаhу алайhи уа саллам "Кому Аллах желает добра, тому Он дает Фикх (правильное понимание) Религии" 1. Однако в практическом контексте Фикх означает науку выведения Исламских норм, Фатв , из тех основ, которые находятся в главных источниках Исламского права — Коране и Сунне. Поэтому в наиболее широком смысле слова оно также означает всю совокупность Исламских норм, выведенных подобным образом.
Шариат в буквальном смысле означает водопой, источник, куда животные ежедневно приходят пить воду, или же прямой путь, как, например, в
следующем Аяте Корана: "Потом Мы устроили тебя на прямом пути повеления. Следуй же по нему и не следуй страстям тех, которые не знают!" (Коран: Сура 45, Аят 18)
В Исламском контексте это слово означает всю совокупность Исламских законов, ниспосланных Откровением Пророку Мухаммаду саллаллаhу алайhи уа саллам и записанных в Коране, а также выводимых из Божественно руководимого жизненного пути Пророка саллаллаhу алайhи уа саллам , называемого Сунной.
1. Сообщено Муавийей и собрано Аль-Бухари (сборник "Сахих Аль-Бухари") (на арабском и английском языках), т. 4, стр. 223—224,
№346), Муслимом (Абдуль Хамид Сиддики, "Сахих Муслим" (перевод на английский язык), (Бейрут: Дар Аль Арабийя, без даты), т. 3, стр.
1061, № 4720), Ат-Тирмизи и др.
Отличия
Из двух предыдущих определений упомянутых терминов вытекают следующие три различия между ними:
1. Шариат — это единая совокупность предписаний, содержащихся в Коране и в Сунне, а Фикх — это совокупность норм, выведенных на основе Шариата применительно к конкретным ситуациям, непосредственная трактовка которых в Шариате отсутствует.
2. Шариат является раз и навсегда установленным и неизменным, а Фикх изменяется сообразно обстоятельствам, к которым он применяется.
3. Предписания Шариата большей частью имеют общий характер: они закладывают основополагающие принципы. Нормы же Фикха имеют конкретную направленность: они показывают, как применяются основополагающие принципы Шариата в конкретных обстоятельствах.
Развитие Фикха
Развитие Фикха традиционно делится на шесть основных этапов, называемых следующим образом:
Эти этапы приходятся на следующие исторические периоды:
А) Основание — эпоха Пророка саллаллаhу алайhи уа саллам (610—632гг. н.э.)
Б) Установление — эпоха Праведных Халифов, от смерти Пророка (c) до середины седьмого века н.э. (632—661гг.)
В) Построение — от основания династии Умайядов (661г. н.э.) до ее упадка в середине 8-го века н.э.
Г) Расцвет — от восхождения династии Аббасидов в середине 8-го века н.э. до начала ее упадка (середина 10-го века н.э.)
Д) Консолидация — упадок династии Аббасидов от примерно 960г. н.э. до гибели последнего Халифа Аббасидов от рук монголов в середине 13-го века н.э.
Е) Застой и упадок — от разграбления Багдада в 1258г. и до наших дней.
На каждый пункт останвливаться не буу так как вы можете найти в книгах эволюция фикха. Хочу начать про далил из книги усуль фикх.
ШАРИАТСКИЕ ДОВОДЫ
Основные доводы
1. Книга (Коран)
2. Сунна
3. Иджмâ’
4. Кыйâс
Производные доводы
1. Истихсâн
2. Истисхâб
3. Истислâх (аль-Масалих аль-мурсала)
4. ’Урф - ’Адат
5. Каул ас-сахаба
6. Садд аз-зарâйи’
7. Шар’у мин каблина
В. Порядок и последовательность доводов
Для того, чтобы выяснить шариатскую норму в отношении какого-нибудь вопроса, муджтахид прежде всего обратится к тексту Корана, не найдя в нем решения, обратится к Сунне. В случае, если в обоих первоисточниках решение не будет найдено, обратится к доводам иджмâ’. Если и там он не найдет ответа, решение по данному вопросу будет найдено посредством иджтихâда на основе кыйâса и других производных доводов. В таком случае при вынесении решения принимается следующий порядок и последовательность доводов:
1) Книга (Коран)
2) Сунна
3) Иджмâ’
4) Кыйâс и другие производные доводы.
Здесь следует упомянуть о двух практических примерах показавших необходимость применения такого порядка и очередности доводов при вынесении решения:
1. При назначении Му’âза бин Джабаля на должность кâдия в Йемене между ним и Пророком, (мир ему и благословение Аллаха), произошел такой разговор:
Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), спросил его: «О Му’âз, когда к тебе поступит жалоба как ты будешь принимать решение?
Му’âз ответил: - Я буду принимать решение исходя из того, что найду в Книге Аллаха.
Пророк спросил: - Если там не найдешь решения?
Му’âз ответил: - Я буду принимать решение на основе сунны Пророка.
Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), спросил еще раз:
- Ну а если и там не найдешь?
Тогда Му’âз ответил: - Буду принимать решение в соответствии со своим мнением на пути иджтихâда».
Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), был очень доволен таким ответом Му’âза и восславил Аллаха.
2. Во времена своего правления праведные халифы Абу Бакр и Омар, принимая решение по представленной им жалобе, вначале обращались к Корану, не найдя в нем ответа на поставленный вопрос, обращались к Сунне. Если и там не было ответа, они собирали авторитетных сподвижников и консультировались с ними. Решение по этому вопросу принималось при достижении согласия (иджмâ’). В случае, если согласие (иджмâ’) не достигалось, решение принимали на пути иджтихâда в соответствии с их мнениями.
Иджтихâд
А. Определение:
аль-Иджтихâд в языке означает "усердствование", "большое старание". Терминологически законоведами фикха дано следующее определение:
1. Усердная деятельность факиха (муджтахида) по извлечению производно-предположительной нормы шариата из ее подробного довода.
Или:
2. Норма и взгляд, явившиеся результатом усердной деятельности муджтахида по применению основ фикха.
Тот, кто совершает иджтихâд, называется муджтахидом, норма, установленная путем иджтихâда и истинбата, называется муджтахадун фих.
Б. Условия правильности иджтихâда:
Иджтихâд, выполненный компетентным человеком по допустимым для иджтихâда вопросам, является правильным и действительным.
Иджтихâд, не отвечающий этим двум условиям, не может быть принят. Исходя из этого, можно сказать, что человек, допустивший ошибку при выполнении иджтихâда, не будучи муджтахидом, берет на себя грех, если же он судья, то его решение будет неверным. Между тем, как человек, будучи муджтахидом, и совершивший ошибку при выполнении иджтихâд, по допустимому для иджтихâда вопросу не будет считаться грешником, а если он судья, решение его будет верным.
В. Норма иджтихâда:
1. Ценность нормы, извлеченной посредством иджтихâда с учетом возможной ошибки, заключается в преобладающем мнении. Муджтахид не может категорически утверждать о правильности своего иджтихâда. Он может лишь удовлетвориться преобладающим мнением относительно его правильности.
2. Иджтихâд нельзя опровергнуть иджтихâдом. Один муджтахид не может отменить иджтихâд другого муджтахида. Так же, как и у судьи второй иджтихâд, не отменит результатов первого. Однако муджтахид, в случае изменения иджтихâда обязан поступать согласно новому иджтихâду.
3. Иджтихâд в соответствии с местом может выступать как фард ’айн (индивидуальная обязанность), фард кифайа (коллективная обязанность), мандуб (рекомендуемый), или харам (запрет).[1]
Г. Пригодность иджтихâда:
Пригодность иджтихâда определяют два условия:
1. Наука,
2. Способность.
1. Наука надо знать коран, хадисы, фикх, тафсиры и так далее.
2. Способность:
Человек, не обладающий врожденным умом и способностью проникновения в суть правовых норм, даже при освоении первого условия,
не может стать муджтахидом. Действительно, прежде всего муджтахиду необходимо вникнуть в причины (’иллет) и поводы (сабаб) текстов, хикмат ат-ташри’ (смысл законодательства), на который опираются ’иллет и сабаб, намерения Законодателя. Человек, не вникший в суть текстов и доводов, не сможет понять ни причин, ни целей законодательства, следовательно, в иджтихâде совершит много ошибок и впадет в сомнение, не зная какому из противоречивых доводов отдать предпочтение.
ат-Таклид (التقـليد)
А. Значение ат-таклид и аль-иттибâ’
ат-Таклид происходит от килâда (ожерелье), в языке имеет значение "надевать ожерелье". Согласно терминологии законоведов ат-таклид означает «действовать, не зная довода в соответствии со взглядами, мыслями и иджтихâдом другого, подражать ему».
аль-Иттибâ’ означает «зная довод другого, действовать в соответствии с его взглядами и иджтихâдом». В ат-таклид человек принимает норму, а в аль-иттибâ’ - довод. С этой точки зрения аль-иттибâ’ находится посередине между иджтихâдом и таклидом, то есть ниже иджтихâда и выше таклида.
Б. Норма ат-таклида
ат-Таклид в убеждении (и’тикâд):
За исключением нескольких, ученые аль-калâма утверждали, что таклид непозволителен в вопросах и’тикâда, поскольку в Исламе наука, знание, исследование поощряется, а невежество, подражание, слепая вера не приветствуется. В качестве примера можно привести значения некоторых аятов и хадисов:
“Неужто знающие подобны незнающим?” Зумар 9
“Только те из слуг Его, которые обладают знанием, страшатся Аллаха” фатир 28
“Которые прислушиваются к Слову, а потом следуют лучшему из него” Зумар 18
“И отворачивайтесь от невежественных” Аграф 199
«Когда творят они неподобное, то говорят: "Наши отцы делали то же, и Аллах призывает нас к тому же". Скажи: "Воистину, Аллах не призывает к неподобному"» Аграф 28
“Представьте доказательства, если вы правдивы” Бакара 111
“И не следуйте тому, о чем нет у вас знания” Исра 36
“Наущайтесь же, о, имеющие глаза” Хашр2
Если так, то каждый человек, опираясь на рациональные и традиционные доводы, найдет Аллаха и уверует в Него. Поэтому не будет приемлемым для каждого человека принять веру только потому, что кто-то другой говорит и верует. Согласно Абу аль-Хасану аль-Аш’ари, вера мукаллида (подражающего) непрочна. Конечно же, трудно принять правильность этой мысли, поскольку Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), принимал веру таких людей и не требовал от них доказательства. По этой причине суннитские âлимы считали веру мукаллида (подражающего) крепкой, однако были уверены, что он грешен, так как отказался от предписанного религией мышления и суждения.
Таклид дозволено в фикхе в примерь вы пришли научится намазу, Вам показывают как надо читать намаз приводят доводы из корана и хадиса. Далее вы дальше не изучаете цыпочки хадис (иснад) как оно до Вас дошло, так как хадисы распространённые или читаете в основном сборники хадисы. Но в акиде когда говорят надо уверовать в Аллаха или в ангелов тут приводят более подробные доводы из корана и хадиса. В акиде есть много тонкости по этому тут надо быть бдительным и требовать далил (довод).
Братья и сестры когда будете у друг друга спрашивать далил будьте вежливыми, на примере: Во время намаза после аль фатиха громко озвучивать Аамиин фарз или сунна? … одни скажут про себя другие громка вот теперь определись который из них прав. Где далил? Имам аш Шафиги в труде аль Умм пишет что во время пророко Мухаммада саллалаху алайхи уа саллам читали намаз Сахабы громко или очень сильно не о звучали то есть не кричали. Но сахабы громко сказали аамиин примерно после смерти пророко саллаллаhу алайhи уа саллам 50 лет.
Перед тем как спрашивать где далил лучше знать далили каждого мазхаба и знать что у каждого доводы (далили) уникальные. Если Вам скажет читать намаз по мазхабу Абу Ханифы нет проблем если скажут читать по мазхобу аш Шафиги то же нет проблем. Почему так говорят в мечетях в некоторых дабы из бежать смуты, ради единства. В больших централизованных мечетях куда приезжают из других стран другой наций там не требует читать намаз по одному мазхабу на примерь приехал в Москву там читают намаз по-разному. Приедешь в деревню там читает намаз по одному мазхабу. Избегайте разногласии смуту.
"Потом Мы устроили тебя на прямом пути повеления. Следуй же по нему и не следуй страстям тех, которые не знают!" (Коран: Сура 45, Аят 18)
Прошу Вас подписаться и поставить лайк!!!