Найти в Дзене

Государственный Комитет Обороны

В ночь с 30 июня на 1 июля 1941 года был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) СССР.
В этот день, 30 июня, Сталин впервые позволил себе отдохнуть после двух недель непрерывной работы. Последние, уже военные, дни были нервными, тяжелыми. Он остался на Ближней даче. Сказывался и возраст - 62 года. И - нужно было хорошо подумать о сложившейся обстановке. События первых девяти дней войны закончились - на фронте - сдачей Минска и потерей почти всей территории Белоруссии; реальностью становилась угроза Ленинграду. Жесткая ссора с военными в Генштабе накануне (см. события 29 июня 1941 года) лишь подчеркнула проблему управления войсками. Мобилизация граждан, промышленности, партийных и советских органов... Эвакуация... Подумать было о чем.
Текущая обстановка обсуждалась и в Кремле, у Молотова. Т.е. у заместителя Сталина по Совнаркому, кто забыл. Присутствовали руководители партии и государства Л.П. Берия, Г.М. Маленков, К.Е. Ворошилов, А.И. Микоян и Н.А. Вознесенский.
И Сталин, и Мо

В ночь с 30 июня на 1 июля 1941 года был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) СССР.


В этот день, 30 июня, Сталин впервые позволил себе отдохнуть после двух недель непрерывной работы. Последние, уже военные, дни были нервными, тяжелыми. Он остался на Ближней даче. Сказывался и возраст - 62 года.

И - нужно было хорошо подумать о сложившейся обстановке.

События первых девяти дней войны закончились - на фронте - сдачей Минска и потерей почти всей территории Белоруссии; реальностью становилась угроза Ленинграду. Жесткая ссора с военными в Генштабе накануне (см. события 29 июня 1941 года) лишь подчеркнула проблему управления войсками. Мобилизация граждан, промышленности, партийных и советских органов... Эвакуация...

Подумать было о чем.


Текущая обстановка обсуждалась и в Кремле, у Молотова. Т.е. у заместителя Сталина по Совнаркому, кто забыл. Присутствовали руководители партии и государства Л.П. Берия, Г.М. Маленков, К.Е. Ворошилов, А.И. Микоян и Н.А. Вознесенский.


И Сталин, и Молотов, и Берия понимали, что возникшие проблемы являют собой жесточайший кризис управления. Не просто страна и ее граждане оказались не готовы к войне! Государственные, военные и партийные органы, т.е. система управления в целом, к войне готовы не были.

Ни у одного руководителя - от наркома до директора завода - не было инструкций.

Факт что политические руководители СССР заранее не продумали задачи, порядок и регламент функционирования органов государственного управления в случае начала войны. Безотносительно даты ее начала. Безотносительно, собственно, самой войны. Даже в случае любой крупной чрезвычайной ситуации.

Это и было основой возникшего кризиса. Руководители "на местах": а) зачастую ждали более-менее внятного приказа, который еще нужно было сформулировать и отдать и б) получив приказ - исполняли его в соответствии со своими личными представлениями о том, как надо действовать в сложившейся обстановке.


И Сталин, и Молотов, и Берия не могли не понимать (даже просто в силу собственного очень не малого опыта руководителей), что преодоление сложившегося кризиса, в том числе и военного, возможно только при максимальной концентрации власти. Ну, или централизации управления.


Самое обидное (если это слово применимо) в сложившейся ситуации то, что как раз опыт "кризисного" государственного управления в СССР был. И не малый. Я имею ввиду созданный в годы Гражданской войны Совет труда и обороны (СТО), просуществовавший до 1937 года.


Именно на совещании в Кремле 30 июня 1941 года Лаврентий Павлович Берия высказал предложение о создании Государственного Комитета Обороны, ГКО. Предложение вполне совпало с мыслями Молотова, который хорошо помнил опыт 20-х годов. Остальные также поддержали это предложение.

Рукопись Постановления о создании ГКО.
Черным карандашом - правка рукою Сталина.
Рукопись Постановления о создании ГКО. Черным карандашом - правка рукою Сталина.

Участники совещания поехали к Сталину, который предложение принял. Здесь же было сформулировано Постановление об образовании ГКО и распределены обязанности.


Персональный состав Комитета:
Председатель — И.В. Сталин,
Заместитель председателя — В.М. Молотов,
Члены комитета — К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.П. Берия.


В Постановлении об образовании ГКО особо было отмечено:

"В руках Государственного Комитета Обороны сосредоточивается вся полнота власти в государстве. Все гражданские и все партийные, советские, комсомольские и военные органы обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны."

Постановление было опубликовано в газете "Правда" на следующий день
и перепечатано всеми изданиями СССР.
Постановление было опубликовано в газете "Правда" на следующий день и перепечатано всеми изданиями СССР.

Таким образом был создан "инструмент" для преодоления возникшего кризиса.


Модернизированная система управления во главе с ГКО отличалась очень высокой оперативностью. А в сочетании с реальной персональной ответственностью низовых руководителей - и эффективностью.


Создание этой системы во многом обеспечило спасение страны и - Победу.