Вендинг, как бизнес, появился больше века назад. За это время было разработано огромное количество торговых автоматов по продаже всего, чего угодно. Однако, только сейчас вендинг превращается в то, чем на самом деле является — одновременно в часть жизненного цикла продукта, в бизнес-процесс поставщика, как инструмент доставки потребителю.
Еще 10 лет назад это было невозможно: не позволяли вычислительные мощности и каналы связи. Сейчас скоростная беспроводная передача данных и обработка этих данных в реальном времени дают уникальную возможность — оперативно и адаптивно управлять доставкой продукта потребителю. А это значит, что из маленького частного решения — автомата по продаже — машина становится средством гибкой подстройки под потребителя и ячейкой огромной сети, логистика в которой управляется на основании актуальных данных о продажах. Это, в свою очередь, позволяет оптимизировать перемещение продукта и снизить издержки на обслуживание сети, а заодно получить бесценную информацию о предпочтениях покупателя.
Вендинг, как таковой, скоро перестанет существовать в виду глубокого проникновения роботов в повседневную жизнь. Автоматизация логистических процессов станет повсеместной и машины будут фасовать товар, перемещать со склада, выдавать при оплате, проверять возраст покупателя и позволять ему делать выбор, советовать новинки или, узнав покупателя, предлагать ему привычный для него набор покупки. Машины станут неотъемлемым элементом розничной торговли и перестанут восприниматься, как что-то особенное. Нельзя будет говорить об обособленном бизнесе — вендинговой торговле, потому что любая торговля будет осуществляться с использованием автоматизированных систем.
Думаете, что это картинка страшного будущего из фантастического фильма? Это — реальность. Вряд ли вас удивляет домофон, но ведь это — тоже робот, который идентифицирует ваш ключ и, разблокировав дверь, позволяет зайти в дом. Просто,ьдешево и повседневно. Задумайтесь, сколько бизнес-процессов можно улучшить, убрав их них не очень надежного, но очень дорогого, человека.
Как может выглядеть робот для автоматизации торговли? Да как угодно! Какими бы виртуальными не были процессы выбора и оплаты товара, доставка в обозримом будущем останется физическим процессом перемещения продукта от производителя к потребителю. Именно поэтому Amazon рассматривают доставку товаров дронами. Беспилотный аэропарк уже сложно назвать вендингом, однако, суть вещей не поменялась, и речь именно о вендинге: сайт — продал, дрон — доставил, и никаких людей для этого не потребовалось.
А вот Amazon GO — магазин без продавцов, кассиров и без механизмов выдачи товаров. Покупатель берет товар и уходит с ним. Все.
А посмотрите на систему самообслуживания для ресторанов — Селф-Бар, где нет ни бармена, ни официантов, но есть довольные гости, которые могут сами получить напитки когда хотят и в каком хочется количестве.
А вот лидер рынка общественного питания McDonalds, заменивший кассиров — терминалами и изменивший схему выдачи заказов.
Это все — вроде бы и вендинг, но уже нет. Это примеры переосмысления бизнес-процессов в торговле и глубокой автоматизации, затрагивающей не только процесс выдачи товара (заказа), но и логистики, а также сценария потребления.
Поэтому давайте смотреть правде в глаза: вендинг уже мертв.