(2015, США)
В это почти невозможно поверить, но факт есть факт: режиссера Тарсема Сингха наконец-то ОТПУСТИЛО!
Почему вдруг создатель таких экстравагантных, не сказать шизофренических картин, как "Клетка", "Запределье" и "Война богов: Бессмертные" решил завязать с наркотой, он не признался. Мало того, даже никого об этом не предупредил! И вот, когда его ярые поклонники собрались на премьеру "Вне/себя", уселись в мягкие кресла и, закинувшись "колесами", приготовились ловить новую порцию киноглюков от Тарсема, тут-то и выяснилось, какой феерический облом их всех ожидает.
Хотя в действительности ожидал их совершенно нормальный, без заскоков в психоделику, фантастический экшен про пересадку разума из умирающего тела в живое. И дальнейшую беготню этого живого тела от негодяев вплоть до финальных титров. Вот, собственно, и всё. Идея по меркам мировой фантастики - и киношной, и литературной, - давным-давно не нова и заюзана до дыр. Да что там - буквально в том же году на экраны вышел похожий боевик под названием "Преступник", где играли звездуны того же калибра, как здешние Райан Рейнольдс и Бен Кингсли. Причем, надо отметить, что довольно скромный "Вне/себя" получился гораздо интереснее и динамичнее разрекламированного "Преступника", и уже за одно это Тарсем Сингх заслуживает похвалы.
Но сингхоманы всего мира его старания не оценили. Сообразив наконец, что причина их облома крылась не в плохом качестве скушанной ими дури, а в очнувшемся от наркотического угара режиссере, они набросились на него со всей яростью. Так, что Сингх был вынужден, поджав хвост, удрать из большого кино в сериальные дебри, где прячется и поныне. И напрасно. Мало ли, какую высокохудожественную муть он снимал в прошлом. Главное, что с обычными фильмами Тарсем тоже отлично справляется, пусть даже в них его авторский почерк утратил свою уникальность. Да и фиг бы с нею! Всё равно, фирменная уникальность Сингха была чересчур специфической и для обычного массового кино не подходила, так что лично мне ее потерю нисколечко не жаль.
Ну вот, а теперь, когда поклонники "кислотного" Тарсема наорались и разошлись, можно изучить "Вне/себя" более пристально и в спокойной обстановке.
Итак, несмотря на банальную фантастическую идею, ее реализация в целом вышла зачетной. Особенно для скромного бюджета в 26 млн. $ и почти полное отсутствие спецэффектов, даром что кино относится к фантастике. Но они тут и не нужны. Единственная выдуманная деталь в фильме - аппарат для пересадки разума, да и тот представляет собой лишь два установленных рядом томографа. Прочий же антураж самый обычный, и в разворачивающихся в нем боевых действиях тоже нет никакой футуристичности: перестрелки, драки, погони, взрывы, автотрюки... Зато они приятно удивляют добротной постановкой и драйвом. Что ни говори, а в современном экшене Сингх тоже знает толк и обладает чувством меры, выдавая зрителю ровно столько экранной движухи, сколько надо, дабы тот не заскучал.
Правда, кое-что у Тарсема все-таки не получилось. После того, как разум героя Бена Кингсли переселяется в тело героя Райана Рейнольдса, и с Кингсли в этой картине мы прощаемся навсегда, Райан начинает копировать манеру игры Бена. Затем чтобы мы не забывали, что продолжаем следить за приключениями того же самого, а не нового героя. Вот только при всём старании Рейнольдса - а парень очень старается и это заметно, - зритель, ну хоть ты тресни, не видит в нем старого мудрого еврея, образ которого есть во всех ролях нынешнего Кингсли. Отчего и сюжетная линия этого героя не воспринимается, как единое целое. Как ни крути, но мы видим перед собой двух разных человек, а не одного, и две пристыкованные друг к другу истории, а не одну, что явно расходится с первоначальным режиссерским замыслом.
***
В общем, сижу и сам себе удивляюсь: в кои-то веки мне не хочется ни ругать Тарсема Сингха, ни стебаться над ним. А всё потому что нынче он не стал выпендриваться, а просто пошел и снял нормальное кино для всех, а не только для членов своего наркоманского клуба. Вот пусть и дальше не стесняется и не боится, а продолжает снимать такие же фильмы. Лично я против этого его творческого поворота нисколько не возражаю.