Накануне сражения при Пидне (168 г. до н. э.) консул Луций Эмилий обратился к войску со следующей речью: "Предки ваши считали укрепленный лагерь надежным убежищем, где, несмотря на исход битвы, всегда можно было укрыться как от врага, так и от бури. Триумфально войти в лагерь после боя, но потом потерять его - значило проиграть войну. Поэтому они окружали лагерь стенами и защищали его. Лагерь для победителя - кров, для побежденного - укрытие. Не раз случалось такое, что армия, неся большие потери, укрывалась в лагере, а затем мощной вылазкой уничтожала торжествующего врага. Это вторая родина, где домашний очаг заменяют палатки, а стены - вал." (Liviy, XLIV.39)
× Много интересного в телеграм-канале: @battlez
Римляне действительно имели давнюю традицию сооружения укрепленных лагерей в ходе военных кампаний. Планомерное завоевание Италии, земли которой стали неким фундаментом для государственной мощи Рима, было, пожалуй, неосуществимо без столь важной системы возведения лагерей. Последние позволяли производить сложные военные операции. Ведь даже после проигранной битвы лагерь оставался защищенным убежищем для легионеров. Во время Галльской войны армия Цезаря не раз была вынуждена зимовать на территориях союзных племен. Но и в этом случае легионы сооружали привычный им укрепленный "дом". Их также строили во время осад.
Лагеря возводились по четкому плану, который определял место для каждой палатки. Участие в работах принимал весь легион. Само устройство лагеря было следующим: четырехугольное пространство обносилось рвом, валом и частоколом, при этом оставляли четыре выхода, к каждому из которых вели две большие "улицы", пересекавшиеся в центре. Возле места их пересечения стояла главная палатка военачальника (praetorium). По обеим бокам от нее выделялось место для плаца (forum). Множество платок простых легионеров размещались по четким линиям так, чтобы всегда имелось свободное пространство для быстрого перемещения солдат. Благодаря продуманному плану строительства и размещения палаток войско могло незамедлительно выступить из лагеря и беспрепятственно в него возвратиться. Даже во время тревоги легионеры всегда с легкостью находили свое место.