Снегоболотоход конструктора Ю.Соболева
Доработанный шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ‑29061 (ПЭМ‑1М) (ведущий конструктор Ю. И. Соболев, ведущий испытатель В. Г. Иванов) предназначался для тех же целей, что и его предшественник ЗИЛ‑2906. От него новый шнекороторный снегоболотоход отличался двумя двигателями ВАЗ‑2103 с водяным охлаждением, которые имели больший ресурс и надежность, чем моторы Мелитопольского моторного завода. Каждый из двигателей по‑прежнему приводил в движение шнек своего борта. На испытаниях шнекороторный вездеход ЗИЛ‑29061 при своей массе в 2 т перевозил четырех человек, развивая скорость по снегу до 25 км/ч, по воде до 13 км/ч и по болоту — 12 км/ч. Конструкция обновленного аппарата сверхвысокой проходимости была признана удачной, и в 1981 г. Шнекороторные снегоболотоходы ЗИЛ‑29061 поступили на вооружение в поисково‑спасательную службу ВВС МО.
В феврале 1986 г. был построен обновленный шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ‑29061М (ведущий конструктор В. П. Соловьев, ведущий испытатель А. И. Нестеров) который отличался установкой роторно‑поршневых двигателей ВАЗ‑411 мощностью 110 л.с. каждый. В связи с этим были изменены передаточные числа в коробке передач за счет установки других пар шестерен, и доработан корпус машины для монтажа новых двигателей.
Испытания показали, что установка двигателей ВАЗ‑411 улучшила скоростные характеристики снегоболотохода при движении на снегу, болоту и открытой воде, но со значительным увеличением расхода топлива. Максимальная скорость при движении на мартовском снегу составила 32 км/ч при расходе топлива 70,9 л/ч. По заданию НИИАУ в декабре 1990 г. исследовалась возможность транспортировки вездехода ЗИЛ‑29061М на внешней подвеске вертолета Ми‑6. Оптимальный режим транспортировки составил 100–120 км/ч. В экстремальных ситуациях это порой оказывался единственно возможный быстрый способ доставки эвакуационных средств к месту приземления спускаемых космических аппаратов.
Коллекционные модели от издательства ДеАгостини на сайте model-space