Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Война миров

(2005, США) Еще один редкий блокбастер-катастрофа, снятый не главным голливудским певцом Апокалипсиса Роландом Эммерихом, а легендарным мастером на все жанры Стивеном Спилбергом.
Так как же представляет себе режиссер "Спасти рядового Райана" и "Индианы Джонса" знаменитого роман Герберта нашего Уэллса на киноэкране? Ну, то, что действие у Спилберга перенесется из Англии 19 века в Америку 21-го, это было всем ежам понятно. Но вот то, что на роль главного страдальца-злоключенца (у Уэллса он и вовсе был безымянным) Стивен назначит Тома "Мистера Улыбаку" Круза, тут, надо признать, он подкинул всем нам сюрприз. На первый взгляд, неприятный, ведь суровый апокалипсис и далеко не суровый Том Круз кажутся вещами столь же несовместными, как огурцы и молоко. С другой стороны, уже имелся прецедент, когда Спилберг экранизировал на пару с Крузом серьезную фантастику - "Особое мнение"(2002), снятое по одноименной повести Филипа К. Дика. И уж коли их первый опыт на данном поприще выдался успешным, у н
Оглавление

(2005, США)

Такое мрачное кино, что Том Круз в нём уже совсем не улыбака.
Такое мрачное кино, что Том Круз в нём уже совсем не улыбака.

Еще один редкий блокбастер-катастрофа, снятый не главным голливудским певцом Апокалипсиса Роландом Эммерихом, а легендарным мастером на все жанры Стивеном Спилбергом.
Так как же представляет себе режиссер "Спасти рядового Райана" и "Индианы Джонса" знаменитого роман Герберта нашего Уэллса на киноэкране? Ну, то, что действие у Спилберга перенесется из Англии 19 века в Америку 21-го, это было всем ежам понятно. Но вот то, что на роль главного страдальца-злоключенца (у Уэллса он и вовсе был безымянным) Стивен назначит Тома "Мистера Улыбаку" Круза, тут, надо признать, он подкинул всем нам сюрприз. На первый взгляд, неприятный, ведь суровый апокалипсис и далеко не суровый Том Круз кажутся вещами столь же несовместными, как огурцы и молоко. С другой стороны, уже имелся прецедент, когда Спилберг экранизировал на пару с Крузом серьезную фантастику - "Особое мнение"(2002), снятое по одноименной повести Филипа К. Дика. И уж коли их первый опыт на данном поприще выдался успешным, у нас были основания думать, что и во второй раз эти мужики не напортачат.

Чем это вы кормили свой штатив для фотоаппарата, сэр?
Чем это вы кормили свой штатив для фотоаппарата, сэр?

Надо снять перед ними шляпу - мужики превзошли не только наши ожидания, но и надежды своих продюсеров (включая сам-себе-продюсера Спилберга). И забацали не только мрачную и душераздирающую историю про очередной Конец Света, но и затем продали ее зрителю с четырехкратным наваром. Причем, что любопытно, в целом Стивен даже не слишком отклонился от сюжетных поворотов книги, разве что киногерой по имени Рэй драпает от пришельцев не в одиночку, а будучи отягощенный детьми. Но эта деталь нужна лишь для большего очеловечивания персонажа и усугубления саспенса. Все-таки зрителю будет куда приятнее щекотать нервишки, волнуясь помимо Рэя еще и за его непутевых отпрысков, тем паче, что их тоже играют не бесталанные дети (Джастин Чатвин и Дакота Фаннинг).
Ну а саспенс тут нагнетается по всем правилам драматической нервотрепки, в чем Спилберг тоже всегда был общепризнанным экспертом. Сначала на голову героя сваливается наименьшая из бед - детишки (хотя в тот момент так совсем не кажется). Затем - неприятность покрупнее - инопланетяне со своими шагающими треножниками и аннигилирующими лучами. А в довершение на Рэя падает самая крутая из проблем - озверелые испуганные толпы людей, через которые он вынужден пробиваться на пути к Бостону. Почему именно туда? Что за глупые вопросы вы задаете! Куда еще-то драпать разведенному мужику с детьми от инопланетян, если не к своей бывшей жене и ее новому мужу? Не в Диснейленд же, право слово! И не в Мексику, где, сказывают, что стоило лишь инопланетным треножникам вытоптать плантации коки, как им тут же отрубили ноги и щупальца, отпилили головы, а потом закопали их останки где-то в пустыне, среди кактусов. И никакое защитное силовое поле и убийственные лучи не спасли пришельцев от мести разъяренных наркокартелей.

Совсем-совсем не улыбака...
Совсем-совсем не улыбака...

Жаль только, что с финалом Спилберг, как и Уэллс, не стал заморачиваться. И в нужный момент выкатил из кустов на сцену такой же рояль величиной со штат Массачусетс, куда так стремятся герои весь фильм. Да-да, я имею в виду тот самый выход на сцену зловредных микробов, которые - вжжух! - и убили всех инопланетян без поддержки человеческой артиллерии и авиации. "Не, ну а чего! - развел при этом руками Стивен. - Литературному классику, значит, можно так схалтурить, а мне, киноклассику, что ли нет? Идите лесом, критики! Это моя картина, поэтому что хочу, то в ней и ворочу!".
И в данном случае лучше бы Спилберг и вправду чего-нибудь наворотил, наехав на своих сценаристов и заставив их родить на свет развязку позаковыристее. Ведь то, что было уместно в фантастической литературе 19 века, нынче выглядит натуральной игрой в поддавки... Ладно, хоть Рэю в конце концов дали не только посверкать пятками, но и помахать кулаками. И на его долю все же достался один треножник, который он угробил ценой огромного риска и усилий - какое-никакое, а утешение.

***

В общем, полагаю, доживи старик Герберт Уэллс до начала 21 века, он был бы доволен этой экранизацией и не затаскал бы ее авторов по судам. Ибо, несмотря ни на что, мрачный книжный дух в своей картине Стивен передал на отлично. Необъяснимая, беспричинная, непобедимая угроза с небес; тотальное разрушение и горы трупов; страх и паника; массовое озверение; полная неопределенность, отчаяние и безумие; невозможность найти укрытие... Всё это в "Войне миров" Спилберга присутствует в таком количестве, что некоторые здешние сцены производят эффект, не меньший, чем приснопамятная высадка на Омаха-Бич из "Спасти рядового Райана". И даже несмотря на мрачность и скупость цветовой палитры, это кино все равно не надоедает пересматривать. Как, впрочем, и большинство других картин этого уникального режиссера-трудоголика.

"Если недолго постоять у реки, то можно увидеть, как по ней проплывет труп мирного гражданина. Или даже трупы." 
Знаменитая восточная мудрость в интерпретации Спилберга.
"Если недолго постоять у реки, то можно увидеть, как по ней проплывет труп мирного гражданина. Или даже трупы." Знаменитая восточная мудрость в интерпретации Спилберга.