Найти тему
Финансовая газета

Список компаний-нарушителей на ЧМ-2018 растёт

Список компаний, которые в рамках Чемпионата мира по футболу, по мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), забили голы в собственные ворота, стремительно растет.

Вслед за «Райффайзенбанком» и сетью пиццерий «Папа Джонс», претензии у антимонопольщиков появились к «Уральским авиалиниям», кондитерской фабрике «Конфаэль», а также многим другим, кто в той или иной форме использовали футбольную тематику для продвижения своих продуктов и услуг в период ЧМ-2018.

Так, накануне, Свердловское УФАС признало «Уральские авиалинии» нарушившими законы «О защите конкуренции» и «О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года».

В службе пояснили, что компания распространяла рекламу со слоганом «Летим на футбол» со списком городов проведения матчей чемпионата. Также она разместила на сайте призыв покупать «авиабилеты на лучшее событие года прямо сейчас». По мнению антимонопольщиков, все это могло сформировать у потребителя «ложное представление» о связи авиакомпании с FIFA и мероприятиями мундиаля.

Впрочем, сам перевозчик с такой оценкой не согласен и намерен ее оспорить.

Как ранее сообщала «Финансовая газета», с первых дней Чемпионата ФАС проводит кампанию по выявлению нарушителей. Так, на прошлой неделе УФАС Москвы возбудило дело в отношении «Райффайзенбанка», подозревая его в нарушении нескольких пунктов ст. 20 (обеспечение добросовестной конкуренции) закона о порядке проведения мундиаля. Банк предлагал скидки в барах и ресторанах во время ЧМ-2018, а в рекламе использовал образы болельщиков, футбольных мячей, флага и употребляющего пиво человека. Также эта кредитная организация запустила акцию «Важен каждый гол», по условиям которой при открытии дебетовой карты на нее зачислялось по 1000 «миль» за каждый забитый российской сборной гол.

Рассмотрение дела назначено на 5 июля.

Помимо этого УФАС Москвы выявило нарушения в действиях производителя кондитерских изделий «Конфаэль», который у себя на сайте вывесил баннер со слоганом «Подарок к Чемпионату мира по футболу-2018». Причем, надпись выполнена официальным шрифтом соревнований, права на который принадлежат FIFA.

Правда, позднее «Конфаэль» убрал эту фразу про Чемпионат мира, но сохранил другую информацию, которая «может сформировать у потребителя связь с FIFA».

Возбудило московское УФАС дело и против «Папы Джонса» – ранее «Финансовая газета» об этом также писала. Сеть пиццерий через электронную почту и социальные сети распространяла рекламу с призывом смотреть ЧМ-2018 в своих ресторанах.

В Калининграде было возбуждено дело в отношении клиники, которая приглашала милых дам увеличить грудь «к ЧМ-2018».

В Самарской области УФАС оштрафовало на 100 тыс. руб. ООО «ФД Групп», которое незаконно продавало сувениры с символикой FIFA.

Волгоградское УФАС возбудило дело за недобросовестную конкуренцию в отношении ЗАО «НП Конфил», которое назвало линейку продукции «Чемпионат мира».

УФАС по Удмуртии признало нарушителем предпринимателя из Ижевска, который незаконно использовал символику FIFA в названии парикмахерской.

Санкт-Петербургское УФАС еще до начала мундиаля выявило сразу троих нарушителей: агентство недвижимости Engel & Volkers, которое разыгрывало билеты на Чемпионат мира и использовало официальную эмблему ЧМ-2018, сеть магазинов Stop Express, запустившую акцию «Заправься к Мундиалю!», и клуб Aurora Concert Hall, который организовал фестиваль дружбы народов России и Нигерии, посвященный турниру.

К сожалению, список может быть продолжен далее…

Как пояснили в Федеральной антимонопольной службе, во всех названных случаях речь идет об использовании в коммерческой деятельности зарегистрированных товарных знаков или символики Чемпионата без согласия правообладателя, то есть FIFA.

В самом FIFA пояснили, что прилагают максимум усилий для сохранения эксклюзивности использования бренда.

«FIFA получила в Роспатенте регистрационные свидетельства для защиты интеллектуальной собственности. В руководстве FIFA по использованию официальной символики рекомендовано заранее проконсультироваться с юристами во избежание нарушений прав», – отмечает организация.

Впрочем, штрафы, которые «грозят» нарушителям, невелики – от 100 тыс. руб. до полумиллиона, тогда как в законодательстве РФ могут составлять до 5 млн руб.

Хочется напомнить, что использовать символику FIFA с минимальными ограничениями могут только официальные партнеры, а это Adidas, Coca-Cola, «Газпром», «Альфа-банк», Visa, Qatar Airways, KIA, Hyundai.

Что же касается всех остальных…

По мнению опрошенных «Финансовой газетой» юристов, число дел вокруг ЧМ-2018 будет только расти. В интернете легко можно найти акции и скидки от производителей насосного оборудования до детских центров и ресторанов за каждый забитый сборной России гол.

Когда материал был готов к публикации:

В Московское УФАС 3 июля поступило заявление агентства AIS, защищающего интересы FIFA, о распространении возле стадиона «Лужники» надувных палок-стучалок с логотипом «FIX PRICE».

Ведомство напоминает, что рекламные и маркетинговые акции в пределах 2 км от внешних границ стадионов в дни мероприятий Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России, а также в фан-зонах являются нарушением Закона о защите конкуренции и Закона о порядке проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России.

В настоящее время Московское УФАС России устанавливает, есть ли в действиях ООО «Бэст Прайс», являющегося владельцем сети магазинов FIX Price и задекларировавшего ввоз данного товара на территорию России, признаки нарушения антимонопольного законодательства.