Российские операторы сотовой связи столкнулись с ожидаемыми трудностями при выполнении «пакета Яровой». В «большой тройке» и крупном уральском сотовом операторе «Мотив» «Шторму» не ответили на вопрос, ведется ли с 1 июля запись телефонных разговоров россиян, как это предписывают антитеррористические поправки. Компании, согласно букве закона, могут понести наказание за его несоблюдение, однако надзорные органы не принимают мер – никаких предупреждений операторам связи и интернет-провайдерам пока не вынесено. Ситуация похожа на блокировку Telegram — стороны либо не видят необходимости выполнения закона, либо не подготовились. И это в случае с «пакетом Яровой» касается не только бизнеса, но и государства.
В пресс-службе МТС «Шторму» отказались прокомментировать информацию газеты «Коммерсантъ» о неисполнении поправок операторами,отметив лишь, что проблема является «очень сложной» – МТС продолжает поиски дополнительных 60 миллиардов рублей для закупки жестких дисков. В «Мегафоне» также отказались обсуждать проблему. «Вымпелком»не ответил на запрос. В регионах операторы также молчат. Представитель «Мотива» — одного из крупнейших на Урале операторов – заявил, что «пока не комментирует тему». Наконец, ответ пришел от государственного «Ростелекома»: компания на сегодняшний день «проводит тестирование… проектирует системы хранения данных, необходимые для выполнения требований закона».
До того момента, пока не будет ясна процедура сертификации оборудования для хранения данных, Роскомнадзор и иные надзорные органы не будут наказывать компании, говорят источники «Коммерсанта» в отрасли. Из этого можно сделать вывод о неисполнении закона.
Похожая ситуация сложилась в 2014 году с другим законом, затрагивающим сферу IT. Тогда Минкомсвязь и ФСБ потребовали от интернет-провайдеров записывать весь трафик клиентов за последние 12 часов. Но провайдеры, как и производители накопительных систем, оказались не готовы соблюдать новые правила. А в апреле 2018 года Таганский суд Москвы постановил заблокировать в России мессенджер Telegram. Тем не менее, к началу июля детище Павла Дурова у многих продолжает работать, хотя власти заявляют, что борются с мессенджером.
Сертифицированное оборудование для хранения аудиозвонков и интернет-трафика россиян может появиться у операторов не скоро. «Коммерсантъ» выяснил, что к концу года власти планируют лишь определить организации, которые вправе выдавать разрешения на использование тех или иных систем хранения данных. Когда рынок получит новое оборудование – неизвестно. При этом тратить огромные средства на несертифицированную технику операторы вряд ли будут, поскольку в дальнейшем может оказаться, что оборудование не соответствует требованиям. Кроме того, это может повлечь и административную ответственность.
Производить специальные серверные жесткие диски, на которых хранятся данные, могут несколько отечественных фирм-производителей, пишет «Коммерсантъ»: «Норси-Транс», «Цитадель», «ТехАргос СпецСистемы», «Специальные технологии» (переименована в «Орион») и некоторые другие. «Большая тройка» – «МегаФон», МТС и «Билайн» — приступила к тестированию оборудования этих фирм, но пока не более того. В частности, по данным издания, МТС сотрудничает с «Норси-Транс», а «Мегафон» – с Цитаделью». «Вымпелком» ограничился ответом, что «сроки и последовательность ввода оборудования в эксплуатацию уточняются с органами государственной власти».
Следует отметить, что многие вышеуказанные компании-производители оборудования для хранения информации по итогам 2015 года вошли в список крупнейших IT-компаний России. Предприятия поставляли операторам связи и провайдерам интернета комплексы СОРМ-3, обеспечивающие спецслужбам доступ к абонентской информации и ее хранение. Тем не менее в случае с «пакетом Яровой» вопрос поставки оборудования вовремя не решился. И это спустя два года после внесения поправок в Госдуму, вопреки бизнес-интересам крупных предприятий и обязанностям обеспечить выполнение закона, принятого для расширения возможностей силовиков.
Пакет антитеррористических поправок (два закона, соавтором которых является депутат Госдумы Ирина Яровая), вступивший в силу 1 июля, предполагает хранение информации аудиозвонков с мобильных телефонов в течение полугода. С 1 октября 2018 года все операторы в течение месяца должны будут хранить также текстовые, голосовые, видео и другие сообщения, которые абоненты передают друг другу через интернет.
Оба законы были приняты в 2016 году. Еще на стадии обсуждения законопроекты встретили ожесточенную критику как со стороны экспертов в IT отрасли, так и со стороны рядовых пользователей интернета и сотовой связи. Некоторые отмечали, что новые законы – это попрание основ Конституции России, в которой прописано право на конфиденциальность частной переписки. Другие отмечали гигантские суммы, которые придется потратить российским сотовым операторам и интернет-провайдерам, чтобы выполнить предписания нового закона.
В апреле 2017 года Российский союз промышленников оценил общие затраты для выполнения новых правил в 10 триллионов рублей. В ФСБ и Минкомсвязи назвали сумму почти в два раза ниже – 4,5 триллиона рублей.