Ярчайшими примерами трактатов рецептурной алхимии являются известные документы, датирующиеся, вероятно, концом III – началом IV в. н. э. Это Лейденский и Стокгольмский папирусы. Захороненные вместе с владельцем, они были обнаружены в Фивах в начале XIX в. торговцем и антикваром Джованни Анастази (1765–1860). Вероятнее всего, как считают исследователи, эти папирусы были написаны на греческом языке одним и тем же человеком. Лейденский папирус был продан правительству Нидерландов в 1828 г., а Стокгольмский папирус передан в дар Королевской Шведской академии словесности, истории и древностей в 1832 г., в этих странах они и хранятся до сих пор. В библиотеке Лейденского университета папирусы обозначались буквами латинского алфавита – A, B, C, D и т. д. Папирус, попавший в Нидерланды, получил букву X. Так его теперь и называют – Лейденский папирус Х. Он превосходно сохранился и представляет собой 10 сложенных пополам листов, образующих 20 страниц. В нем представлено 111 рецептов имитации драгоценных металлов, окрашивания, операций с драгоценными камнями. Кроме того, там есть описания изготовления тканей и получения золотых и серебряных красок. Последние 11 рецептов – это прямые заимствования из книги «О лекарственных веществах» (лат. «De materia medica»), автором которой был римский автор Педаний Диоскорид.
Один из рецептов, посвященный очистке олова, вполне типичен для Лейденского папируса Х:
«2. Другая [очистка] олова.
Свинец и белое олово также очищаются смолой и битумом. Они делаются чистыми нанесением квасцов, каппадокийской соли и камня магнезии на поверхность».
Нелишними будут некоторые пояснения по поводу ингредиентов. Природный асфальт, или битум, известен с древнейших времен. Египтяне использовали его для мумификации. Он упоминается и в Библии, в русском же переводе именуется «земляной смолой»: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести» (Быт. 11:3). «Каппадокийская соль» – скорее всего, обычная поваренная соль, добытая в Каппадокии. «Камень магнезии» – вероятно, магнезит. Перечисленные ингредиенты независимо от состава создают агрессивную среду, в которой на поверхности металлических свинца или олова происходит «вытравливание» примесей соединений более активных металлов.
Другой рецепт посвящен имитации золота путем удвоения его количества:
«17. Фальсификация золота.
Мизи и Синопский красный, в равных частях к одной части золота. После того, как золото брошено в печь и достигло хорошего цвета, брось на него эти два ингредиента и вытащи [золото], дай ему остыть, и золото удвоится».
«Мизи» – по Плинию, «желтая купоросная земля», вероятно, медный или железный колчедан. «Синопский красный» – скорее всего, железная охра (железный сурик). Можно предположить, что в результате процесса золото дополнительно легируется медью. В общем смысле, легирование – это добавление примесей для изменения физических или химических свойств вещества. В современных терминах можно сказать, что осуществляется снижение пробы золота.
Стокгольмский папирус также представляет собой рецептурный сборник, но, в отличие от Лейденского папируса Х, в нем есть и теоретические отступления. Этот документ также прекрасно сохранился и представляет собой 16 листов папируса, по размеру близких к листам Лейденского папируса Х. Он тоже написан на греческом языке, в тексте много пропущенных слов и сокращений, говорящих о том, что предназначен он для человека, уже знакомого с алхимической практикой.
Приведем в качестве примера два практических рецепта. Они понятны, далеки от мистики и туманного символизма.
«25. Отбеливание жемчужины.
Темная жемчужина делается белой таким способом. Дай ее проглотить петуху, тотчас же вскрой его, и ты обнаружишь, что жемчужина стала белой».
«39. Приготовление берилла.
Возьми горный хрусталь, закрепи его на волосе и подвесь его в кувшине с уриной ослицы так, чтобы камень не касался урины. Кувшин должен быть закрытым 3 дня. По истечении этого времени поставь кувшин на слабый огонь, и ты обретешь отличный берилл».
Лейденский и Стокгольмский папирусы – прекрасные образцы рецептурных текстов ранней практической алхимии.