Найти тему
СилаСтрой.com

Смотровая яма в гараже своими руками

Оглавление

Смотровая яма в гараже должна соответствовать размерам, подобранным под конкретный автомобиль и определенного человека.

В целом, нет каких-то стандартных размеров при изготовлении ямы, есть только рекомендации, которые нужно учитывать чтобы конструкция вышла как можно более удобной и долговечной.

Размеры ямы

Первое, что нужно учитывать при создании смотровой ямы — это рост человека, который будет проводить в ней время за ремонтом автомобиля. Существует мнение, что глубину ямы нужно делать чуть больше, чем рост мастера, но это мнение ошибочно.

Если яма будет в глубину больше, чем высота человека, находящегося в ней, то ему постоянно прийдется держать руки на весу высоко над головой, выполняя и без того тяжелую работу.

Поэтому, оптимально изготавливать неглубокую яму. Расстояние от дна ямы до поверхности пола в гараже должно быть в среднем на 10 сантиметров меньше, чем рост человека, работающего в ней.

Так, с учётом возвышения дна кузова автомобиля над полом на расстояние дорожного просвета, достигаются наиболее комфортные условия для выполнения продолжительного ремонта.

Что касается ширины, то общепринятым минимумом в данном вопросе является показатель 0,7 метра. При проектировании пространства со стенами, размещенными ближе друг к другу, чем 70 см следует понимать, что об удобстве перемещения в такой узкой яме можно будет забыть.

В то же время, и 0,7 метра ширины не дают использовать смотровую яму с максимальной эффективностью. Для этого её ширину нужно рассчитывать в пределах от 85 см и до метра, в зависимости от расстояния постановки колёс в автомобиле. Тут принимается во внимание фактор нагрузки, создаваемой автомобилем на края ямы посредством колёс.

Если грунт под гаражом недостаточно твёрдый, то лучше не рисковать и разместить края ямы подальше от колёс. Либо следует планировать толщину и прочность стен такими, чтобы никакие нагрузки на конструкцию не были бы опасны.

Длина ямы также подбирается в зависимости от типа автомобиля, который будет ставиться в гараж. Тут нужно учитывать его размеры: яма выполняется на всю длину кузова плюс 50-70 см на вход и выход из-под машины. Так, если ваш автомобиль имеет длину 3,5 метра, то яма должна быть не менее 4 метров.

Технология изготовления своими руками

Рассмотрим способ самостоятельного создания смотровой ямы на примере конструкции с показателями длины, ширины и высоты 4.7х0.8х1.5 метра.

Первым делом был вырыт котлован на необходимую глубину, с учётом толщины бетонной стяжки, которая будет укладываться на дно ямы. Ширина стен также была рассчитана на заливку бетонных стен впоследствии.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8

Стены и пол будут выполнены из двух слоёв бетона, между которыми изготавливается герметичный слой плотной гидроизоляции.

-9

В процессе рытья ямы был установлен фиксирующий каркас для укрепления краёв. Затем по периметру была уложена сетка рабица с целью укрепления стен и в качестве армирования наружного бетонного слоя.

Также для обеспечения вентиляции ямы внутрь укладываются пластиковые трубы на приток и вытяжку воздуха.

-10
-11

Далее на дне выкапывается место под приямок и вся поверхность пола засыпается слоем гравия и песка. Песок проливается водой и хорошо утрамбовывается.

-12
-13
-14
-15

Далее из листов специальной ламинированной фанеры с размерами 3000х1500х18 мм устанавливается опалубка. Расстояние от грунта до фанеры примерно от 5 до 7 см.

-16
-17
-18

В работе используется виброуплотнитель, который обеспечивает максимальное заполнение раствором пространства между грунтом и опалубкой.

Его стоимость в пределах 2-3 тысяч рублей полностью себя окупает, так как заметно увеличивает качество бетонной плиты.

-19

Следующий этап — заливка пола и приямка. Для приямка специально изготовлена опалубка, которая также заполнена раствором, как и его дно.

-20
-21
-22

В качестве гидроизоляции используется гидростеклоизол и битумная мастика.

-23
-24
-25

Рулонный материал отрезается необходимыми листами, которые приклеиваются на поверхность ямы с помощью битумной мастики с нахлестом 10-15 см друг на друга.

Стыки обрабатываются паяльной лампой и затем на них наносится ещё слой битумной мастики. Последовательность выполнения работы начинается со стен и заканчивается полом.

-26

Далее выполняется установка металлической сетки для изготовления главного бетонного слоя стен и пола.

-27
-28

Предварительно в приямок выполняется установка специального металлического короба. В нём было сделано отверстие на дне и установлен клапан для контроля давления грунтовых вод.

Приямок был выполнен с системой оттока воды через трубу. Отверстие внизу соединяется трубой с металлической трубкой в стене приямка и дальше по пластиковой трубе выводится наружу.

-29
-30
-31
-32

В стену впаяна труба, которая будет собирать жидкость, накопленную в бетоне и сливать на дно приямка.

Далее заливается бетонный пол по маякам и выполняется утепление стен от промерзания.

-33
-34
-35

После установки опалубки ямы, поверхность пола в гараже засыпается песком, который проливается и утрамбовывается.

Далее изготавливается гидроизоляция и армирование пола всего гаража, и наступает очередь заливки бетоном стен ямы и стяжки пола в гараже.

По периметру опалубки устанавливается металлический уголок, который затем станет опорной поверхностью по углам ямы.

-36
-37
-38
-39

Бетонная смесь замешивается в пропорциях 1:4:8 — на одну часть цемента М-500 взяли 4 части песка и 8 частей щебня фракции до 20 мм.

-40
-41
-42
-43

На заливку стен ямы ушло 24 мешка цемента, весом по 40 кг каждый. Общий объём раствора составил 3.3 м³, и на выполнение данной задачи с помощником был потрачен целый рабочий день. Ещё один день потребовался для изготовления бетонной стяжки пола в гараже.

-44

Завершающий этап — настил деревянного покрытия на металлические уголки по периметру верха стен ямы. Для него лучше взять доску потолще, например 50 мм: и прочность будет обеспечена и долговечность такого настила гарантируется.