Найти тему
Оренбургская неделя

Гражданин Никто. Оренбурженка пытается разобраться, почему ее сын стал человеком без гражданства

Оглавление

Людмила Коваленко
Людмила Коваленко

Жительница Оренбурга Людмила Коваленко больше 15 лет борется за то, чтобы ее сына признали гражданином России. В 1996 году она с мужем, матерью и своим ребенком переехала с Украины. Гражданство без проблем получили все, кроме сына.

Людмила Петровна родилась в большой и дружной стране – в СССР. Из Оренбурга ее семья переехала в Ташкент. Там она вышла замуж, родила сына. Когда в республике начались гонения на русских, полным составом переселились в Одессу. Однако оставаться надолго там никто не собирался, было решено всем отказаться от гражданства Украины и вернуться в родной степной край. Так и сделали. В 1996 году Людмила с мужем, мамой и 16-летним сыном Андреем вернулась на историческую родину.

Гражданин без гражданства

В Промышленном РОВД семье выдали паспорта образца 1974 года, СССР, сказали, что позже без труда они смогут их обменять, и действительно все получили паспорта граждан России, а Андрей в 2003 году попал в тюрьму. В местах лишения свободы паспорт ему менять отказались, а позже и вовсе Коваленко оказался лицом без гражданства, также было признано, что его «пребывание на территории России нежелательно». Свой срок Андрей отбыл почти до конца, и ему представилась возможность выйти условно-досрочно, но…

Тут-то и стали думать сотрудники УФСИН и остальных служб, куда отправлять Коваленко. В Ташкент, по месту рождения? На Украину или в Оренбург, по месту фактического многолетнего проживания? Людмила Петровна обращалась во все инстанции, за несколько лет переписки у нее накопилась гора ответов из судов, от МВД, ФСИН, Следственного комитета, Уполномоченного по правам человека и прочих чиновников и людей в погонах. В ответах или обещают разобраться, или отправляют в другие структуры.

Нет документа – нет свадьбы

Пока 65-летняя женщина обивает пороги ведомств, ее сын устроил личную жизнь. Нашлась женщина, которая решила связать свою судьбу с Андреем Коваленко, но на свидание в тюрьму она приехать не может, потому что не является родственницей. Впрочем, и стать женой, как планировали влюбленные, женщина тоже не может, ведь у потенциального мужа паспорт образца 1974 года, да и гражданства нет.

Нового паспорта 10 лет ждут

Даже если Андрей Коваленко досидит свой срок, то он, с 16 лет живший в Оренбурге с родственниками-россиянами, все равно не сможет получить гражданство еще 10 лет, пока не будет погашена судимость. Людмила Петровна уверена, знай она, что так получится – требовала бы выдать паспорт нового образца сыну сразу, как только ему исполнилось 18, но ведь сказали ей в РОВД, что сложностей не будет, и она поверила. Много лет остается открытым вопрос о том, кто же теперь должен исправить ошибку?

Автор: Александра Свиридова

http://orenweek.ru/2018/06/14/21891/