В рамках изучения очень популярной сейчас темы китайского развития прочитала книгу "Плохо сделано в Китае". К саморазвитию она практически не относится, но отлично расширяет кругозор и учит навыку ведения переговоров.
Что нового:
Книгу написал экспат из Америки, долгое время живший в Китае и работавший в качестве бизнес-посредника. Автор рассказывает об особенностях ведения бизнеса в Китае, о менталитете китайцев, их бизнес-культуре (если это можно назвать культурой) и прочих занятных вещах. Материал получился очень добротный, в том числе и для тренировки бизнес-эрудиции. И вот почему
Полезное:
Китайцы очень хитрые. В принципе, эти три слова можно назвать кратким пересказом книги. Но в то же время автор эту мысль развивает, описывая их основные трюки и уловки:
1. Китайцы - великолепные переговорщики. Они твердо знают, чего хотят, и как это можно получить. При этом их стратегия простирается далеко вперед: ради будущей выгоды, они готовы пожертвовать текущей прибылью. Так, например, многие фабрики на первых порах сотрудничества с новым клиентом были готовы работать в ноль или даже с небольшими убытками. Их целью было завлечь импортера в свои сети, сделать его зависимым от себя и своих поставок. И в тот момент, когда обезумевший от сверхприбылей импортер забывал обо всем на свете, фабрика поднимала свои цены. Китайцы понимают, что иностранцам невыгодно искать новых поставщиков (к тому же почти все они играют заодно и уйти от одного китайского поставщика к другому без существенных потерь не так-то просто), поэтому со временем ведут себя все жестче и жестче - повышают цены, срывают сроки, снижают качество продукции, что позволяет увеличить прибыль. Классическое понимание бизнес-сотрудничества у китайцев не в почете (если конечно, это не этап приманивания импортера, тогда они готовы на все). К сожалению, для европейцев такое поведение бывает неприятным открытием.
2. Еще о переговорных навыках китайцев. Ради успеха на переговорах китайцы идут на многое. В книге описан случай, как владелица фабрики устроила импортеру показное шоу, где представила фабрику в выгодном свете - чистое помещение, новое оборудование, квалифицированные сотрудники. Однако едва импортер закончил осмотр фабрики, представление окончилось и производство встало -у фабрики на данный момент не было ни одного заказа, и владелице хотелось это скрыть, чтобы импортер не понял всю свою важность и не использовал это преимущество на переговорах. Китайцы готовы на многое, чтобы произвести нужное впечатление.
3. У китайцев есть национальная идея, которая крепит их веру в собственную исключительность и величие своей страны, несмотря на тяжелые условия работы. Очень уж это что-то напоминает, но китайцы реально работают как проклятые. А мы нет
Оценка:
В общем, книга познавательная и интересная. При этом она еще и полезная, в том числе и для совершенствования переговорных навыков. Рекомендую ее всем. 10/10