Я часто получаю просьбы от вас написать что-нибудь о ретро-приставках. Давайте попробуем. Чем больше мы стареем, тем более лояльны мы становимся ко всему олдскульному. Именно поэтому в наше время происходит возвращение к прежним традициям: такие проекты как Undertale, Celeste и Cuphead, например, специально пикселизированы, чтобы вызвать приток ностальгии у геймеров. Коллекция ремейков Crash Bandicoot N. Sane Trilogy, выпущенная в прошлом году имела огромный успех. Поэтому что ни говори, а ретро снова в тренде. А уж спорить с олдфагами о том, что современные приставки намного круче, это как подписать себе смертный приговор(сарказм).
А ведь действительно, некоторые вещи в старых консолях действительно были намного удобнее, чем сейчас, несмотря на прогресс. Да, возможно, в силу технологий, отказавшись от одних вещей, мы лишились других. Давайте же перенесемся назад в прошлое.
Ностальгия по Sega.
Sega - это как бывшая подружка. Вроде как и порвали давно, а иногда так и хочется вспомнить старое и забежать на пару часиков.. Хороших игр на консоли хватало. Когда вышла Sega Mega Drive, она же Genesis - Nintendo выпускает S NES и началось противостояние титанов. Пошла борьба за завоевание аудитории. Были и обидные рекламные слоганы, и озвучивание завышенных цифр продаж, которые не позволит сейчас ни один известный бренд. В дальнейшем, Sega производит дополнительные плюшки в виде поддержки популярных тогда компакт-дисков (Mega-CD) и поддержку 32-бит(32X). Последняя, кстати, стала фатальной ошибкой. Saturn оказалась мощнее, да и не лагала так сильно. Но бренду с каждым годом все тяжелее было конкурировать. Сложность возникала и для 3D программирования на Saturn: вся индустрия консолей базировалась на отрисовке треугольников, когда Saturn поддерживала только четырехугольники. Но это не помешало выйти таким играм, как Virtua Cop, Virtua On, шутеру Burning Rangers, JRPG Panzer Dragoon Saga. Гоночный жанр на Sega Saturn был тоже популярным, достаточно вспомнить Touring Car Championship и SEGA Rally. Когда же в 1999 году вышла Sega Dreamcast, было уже слишком поздно. Как финал - прекращение выпуска домашних консолей в 2000 году, что иногда расстраивает даже не только ярых фанов.
Портативные карты с памятью.
До того как в 21 веке появилась Xbox с жестким диском 8-10 гигов, игры в консолях сохранялись на картриджи или карты памяти. Профит был в том, что можно было заглянуть в гости к другу и показать свою коллекцию машин в в гонках или разблокированных персонажей. На Nintendo 64, например, существовал так называемый контроллер пак - карточка памяти вставлялась в контроллер в отверстие над Z-триггером. Немного неудобно таскать джойстик к друзьям, но все же. В случае, если игра была без карточек памяти, то уровень можно было проходить бесконечно. Если только не рискнуть и не оставить систему включенной. С тех пор, как появилась функция сохранения игр в облаке, карты памяти стали пережитком прошлого. Vita и Switch все еще их используют, однако это портативные варианты.
Патчи не нужно было качать.
Несмотря на то, что сейчас практически нигде нет проблем с Интернетом, размер скачиваемых патчей иногда достигает колоссальных размеров. Так, например, игроки Destiny 2, которые не заходили долгое время в игру офигевают от размеров апдейтов: размер может быть около 30 гб. А в Halo Master Chief Collection из-за проблем ошибками и подбором соперников нужно было скачать патч аж в 20 гб. Хуже всего, когда они не работают. Так у Gran Turismo 6 есть целый гайд по порядковому скачиванию патчей. Они не шли непрерывным потоком, их нужно было ставить в особенном порядке, чтобы игра заработала нормально. Причем это руководство написали не создатели игры, а сами игроки. В играх 90-х ничего подобного не было. Диски и картриджи невозможно было перезаписать, а карты памяти измерялись в мегабайтах. Разработчики были обязаны выпустить игры полностью законченными и без багов. Вот представьте: никаких загрузок. Просто вставляешь новую игру и все. Да даже если посмотреть на компьютерные версии, то и их старались в 90-х делать без багов. Интернета же нет, проблему не решить. Только если журналы с дисками помогут. А в консолях, о которых сегодня мы говорим, таких фишек нет. Но если игра все же выходила по каким-то причинам недоделанной, то выпускалась новая серия картриджей игры и можно было в последствии их поменять. Благо прокатов тогда была уйма.
Живучие контроллеры.
Контроллеры 90-х - на редкость неубиваемые штуки, способные выдержать долгие часы самого агрессивного геймплея. Несмотря на развитие технологий, геймпады современных приставок такой роскошью похвастаться не могут. Вам знакомы ощущения изношенных стиков и западающих передних кнопок? Плюс, со временем, можно заметить погрешность при прицеливании. Особенно это чувствуется в играх, где каждый градус очень важен, например в World of Tanks. Это я вот все к чему говорю: контроллеры от 16-битных приставок живут и функционируют у многих обладателей и по сей день. Возможно, такое качество было связано с тем, что было много различных аналогов и официальному производителю нужно было сделать так, чтобы контроллер прожил десятки лет. В те времена производилось огромное количество различных контроллеров: переключатели, пушки, палки и даже рули, причем они существовали не только для какой-то конкретной игры. В дальнейшем Sega и Nintendo разработали свою линейку специфических контроллеров, которые отличались от конкурентов качеством.
Загрузка картриджей была в сто раз быстрее.
Когда пошла волна технологии CD-ROM, разработчики получили уникальную возможность сделать объем игр больше, оформив их роликами и более качественной 3D графикой. Как только Saturn и Playstation стали набирать популярность, казалось вот оно: новый шаг в развитии игр. Однако был один недочет. Игра долго загружалась. С непривычки это сильно раздражало: где это видано, чтобы ради одного уровня или гоночного трека иногда приходилось ждать минуту, а порой и больше. Но так как проекты на консолях выдавали слишком привлекательную картинку, игроки просто к этому привыкли. Тем не менее у консолей с картриджами(S NES, NES, Sega Mega Drive, Game Gear и N64) не было таких проблем. Другая проблема - долговечность. В детстве было универсальное решение проблемы: в любой непонятной ситуации - продуй картридж:) Они не царапались и были более долговечны, чем диски, однако никогда не угадаешь, когда их срок жизни подойдет к концу. Сейчас Nintendo вновь предлагает использование карточек для Switch, которые подойдут как к домашней приставке, так и к портативной системе. Теперь только время покажет, выдержат ли они конкуренцию с Blu-Ray и Ultra HD Blu-ray(до 100 гб) дисками, так как объем у них небольшой и часть игры все равно приходится докачивать. Посмотрим, что выберет Nintendo в итоге.
Никаких заморочек с версиями игр.
Все эти современные Limited, Special, GOTY- переиздания, которые мы видим на прилавках.. Мы уже обсуждали этот феномен. Раньше ничего подобного не было, все игры выпускались именно тем объемом, который изначально был задуман. Более того, если удавалось каким-то образом достать оригинальную игру для консоли, то можно было получить руководство или постер к игре или еще какие-нибудь плюшки. Сейчас за такие рарные вещи коллекционеры готовы отдавать сумасшедшие деньги.
У контроллера на батарейках тоже были свои преимущества.
С тех пор как вышла портативная консоль Game Boy Advance SP вся индустрия консолей перешла на литиевые аккумуляторы вместо обычных батареек. С одной стороны - это большой прогресс: срок жизни у них намного больше, они избавляют от заморочек их менять, можно играть во время зарядки ну и вреда окружающей среде наносят меньше.
И все же некоторые геймеры старой закалки иногда вспоминают те времена, когда в геймпад можно было просто вставить батарейки. Литиевые аккумуляторы тоже не вечные, а чтобы их заменить самостоятельно, скажем в третьем Dualshock, требуются очень прямые руки, иначе можно запросто повредить соединение между кнопками L1/L2 и R1/R2. В беспроводном контроллере Xbox можно вставить "пальчиковые" батарейки. Да, мне известно, что можно просто заряжать геймпады от приставки с помощью USB кабеля во время игры, но играть так не очень комфортно. Плюс, он имеет свойство деформироваться со временем, да и вообще подобные вещи имеют свойство теряться из-за своей универсальности. А у них тоже есть свой срок жизни.
Консоли были только для игр.
Вот это, пожалуй, самый обширный вопрос для дискуссий. С тех пор как в консолях появилась поддержка CD, они стали превращаться в мультимедийный центр. В дальнейшем, технологии развились настолько, что даже игры отошли на второй план. Например, при наличии PS4 обычный человек, может легко обойтись и без ПК. Можно слушать музыку, смотреть фильмы в Blu-Ray, изучать Youtube, сидеть в Интернете и даже вести трансляции с помощью вебки. В 90-х Интернета не было, жестких дисков тоже. А это значит, что ни о каких скачиваниях здоровенных обновлений, ежемесячных подписках не могло быть и речи. Люди просто играли в игры.
Теперь возникает вопрос: если всех, в том числе и меня устраивает консольные мультимедиа-сервисы, то почему новая игровая приставка Nintendo Switch стала так резко набирать популярность? Только за первый год релиза было продано более 15 миллионов единиц. Причем, не только в Японии и на Западе. Даже у нас пошел тренд на нее, хотя игры, скажем так, специфические. Нашему брату "Ведьмака" и Metro подавай да побольше. А ведь эта приставка не поддерживает мультимедийные сервисы и создана только для игр. Тут два варианта: либо люди просто устали от наворотов и бывалым игрокам хочется вспомнить молодость и сыграть в эксклюзивы Nintendo, либо это годный семейный вариант: портативность, наличие интересных красочных платформеров и защита от просмотра нежелательного контента из-за невозможности залезть в Интернет. Но это, разумеется, просто мои теории, не претендующие на истину.
Мои прошлые ретро-среды: шутеры нулевых/RPG нулевых/Игры на первом LithTech / 5 лучших игр на движке Unreal Engine. / 5+1 игра на движке Goldsrs / Built Engine / Quake III Arena и игры на данном движке. / пиратские диски / читерские проги 90-х /
Большое спасибо, за то, что дочитали до конца! Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше новостей игровой индустрии.